Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество21 июня 2013 22:00

Историк Александр Дюков: «В России человек, оскорбляющий память о Великой Отечественной, ничем не рискует»

22 июня - День памяти и скорби
Источник:kp.ru

72 года назад 22 июня гитлеровская Германия напала на СССР. Казалось бы, что народ, переживший такую трагедию, никогда не забудет этого.

И вот через 70 лет в либеральной части нашего общества появилась манера сравнивать гитлеризм со сталинизмом, утверждая, что один другого не лучше. Одним из последних таких демаршей стало заявление директора по гуманитарным проектам «Роснано» Леонида Гозмана, что разница между СМЕРШем и СС лишь в том, что у СС форма красивее. Что происходит с обществом, которое допускает подобную полемику? Чего еще мы не знаем о войне, многие из героев и жертв которой до сих пор даже не погребены по-человечески?

Об этом мы решили спросить известного историка, главу фонда «Историческая память» Александра ДЮКОВА, который долгое время изучает карательную деятельность нацистов на оккупированных территориях Советского Союза.

Историк Александр Дюков.

Историк Александр Дюков.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ СКАНДАЛ

- Александр, откуда растут ноги у заявления Леонида Гозмана?

- Заявление Гозмана не случайно, поскольку сделано в то время, когда СМЕРШ отмечал 70-летие своего создания (СМЕРШ был создан 19 апреля 1943 года. - Ред.).

- Это «подарок» к празднику получается?

- Да, вот такой подарок: одни организуют выставки, другие издают книги, третьи делают заявления подобного рода с расчетом на громкий резонанс, который и случился. Это был запланированный скандал.

- Насколько вообще можно сравнивать СС и СМЕРШ?

- Разумеется, такое сравнение неправомерно. Как и сравнение Советского Союза с нацистской Германией. Советский Союз декларировал идеи гуманизма и равенства народов. В основе же нацистской Германии лежала человеконенавистническая идеология, в которой русские, украинцы и белорусы относились к низшим рассам, а евреи - к «недочеловекам». Если в отношении славян допускалась возможность ассимиляции какой-то незначительной части населения, то существование евреев нацисты считали бессмысленным. Они должны были быть уничтожены.

- В фашизме меня всегда поражала именно «технологичность» убийства. Кто еще до них так хладнокровно и по-хозяйски занимался «утилизацией» людей?

- Да, однако большинство людей, уничтоженных нацистами, были убиты не так, а гораздо проще. Их расстреливали, как евреев в Бабьем Яру или как военнопленных в Минске. Их сжигали в собственных домах целыми деревнями, как в Хатыни. Огромное количество мирных граждан погибло так во время карательной операции «Зимнее волшебство» на территории Беларуси 70 лет назад - в феврале - марте 1943 года.

Фашистские оккупанты с безоружными жителями поступали не менее жестоко, чем с солдатами Красной Армии. На снимке: немцы вешают советскую патриотку в Минске в 1941 году.

Фашистские оккупанты с безоружными жителями поступали не менее жестоко, чем с солдатами Красной Армии. На снимке: немцы вешают советскую патриотку в Минске в 1941 году.

Фото: РИА Новости

«ЗИМНЕЕ ВОЛШЕБСТВО», БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПО ЖЕСТОКОСТИ

- Какое романтичное название у карательной операции.

- «Зимнее волшебство» была одной из самых страшных карательных операций нацистов не по количеству убитых - их было более 10 тысяч человек, по сравнению с количеством убитых в Бабьем Яру это не так много. Эта операция была беспрецедентной по жестокости. Каратели шли по территории и уничтожали все деревни на своем пути. За полтора месяца на этой территории было уничтожено более 500 деревень. Мы с моими коллегами уже не первый год собираем свидетельства тех, кто уцелел тогда, публикуем документы. В этих местах населения и сейчас меньше, чем было до войны. Но об этом мало кто знает. Мы более или менее знаем об уничтожении военнопленных. Хотя тоже плохо. О холокосте. Но о карательных операциях на территории Советского Союза - практически ничего. Недавно мы издали книгу об операции «Зимнее волшебство». Это вообще первый в мире сборник документов о конкретной карательной операции. И вышел он через 70 лет после тех событий. Недавно наши белорусские коллеги запустили сайт, где есть данные об уничтоженных фашистами деревнях - а таких деревень были тысячи. Там же можно узнать, сколько людей было уничтожено, сколько домов, восстановилась ли деревня после войны. На Украине есть подобного рода справочник. В России нет ни сайта, ни справочника.

Фашисты приучали жителей СССР к тому, что они «люди второго сорта».

Фашисты приучали жителей СССР к тому, что они «люди второго сорта».

Фото: ТАСС

ЗАНИМАТЬСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ОККУПАНТОВ В РСФСР БЫЛО НЕКОМУ

- А почему?

- Дело в том, что в советское время изучением вопросов, связанных с преступлениями нацистов на территории СССР во время оккупации и самой оккупации, занимались местные институты компартии. Был институт компартии Белоруссии, компартии Украины. А института компарии РСФСР - за отсутствием такой партии - не было. И заниматься этим просто было некому. Поэтому нет до сих пор никаких списков, сколько в каком районе России во время оккупации было сожжено деревень, уничтожено и угнано людей, сколько было лагерей для мирного населения и для военнопленных.

- Получается, что в разных областях на западе страны есть места массовых расстрелов, массовые захоронения военнопленных, а мы даже понятия об этом не имеем?

- Когда я ездил с коллегами в город Порхово в Псковской области собирать воспоминания о периоде оккупации, мы наткнулись на страшную картину. Там есть мемориал жертвам нацистского геноцида, который начал строиться под конец существования Советского Союза. Его создавали на месте одного нацистского лагеря для военнопленных, куда потом стали сгонять и мирное население. На этой достаточно небольшой территории лежат останки около ста тысяч уничтоженных людей - расстрелянных, погибших от голода и болезней. В 80-х годах было принято решение создать там мемориал - расчистили площадку, начали уже ставить памятник. Потом случилась перестройка, Союз развалился. Мемориал попросту бросили. Так он и стоит недалеко от города, его хорошо видно со стороны железной дороги из проходящих поездов: на холме возвышается недостроенная скульптура, у которой вместо головы торчат из бетона ржавые прутья. Местные власти ни достроить, ни разрушить его не могут. Нас было пятеро, приехавших в это место. Там было страшно. Было ощущение, что повсюду вокруг нас неупокоенные души погибших здесь когда-то людей. Таких никоим образом не обозначенных захоронений жертв - и больших, и маленьких - в России множество.

- Многие на Западе и даже у нас воспринимают Великую Отечественную как борьбу схлестнувшихся друг с другом монстров - Гитлера и Сталина, в которой победил Сталин. И никто не вспоминает о страданиях простых людей.

- Дело в том, что на Западе на события той войны принято смотреть под углом зрения, не совпадающим с нашим. И для понимания того, что есть другой, российский взгляд на историю Второй мировой, который не менее обоснован, чем европейский, нужно вести долгую работу.

- Но и в России, получается, нужно вести такую работу. Заявления того же Гозмана говорят о том, что с пониманием смысла той войны у нас тоже проблемы.

- В случае с Гозманом дело не в том, что определенные вещи нельзя говорить. А в том, что человек, который высказывает вещи нарочито оскорбительные, причем делает это с откровенно политическими целями, должен понимать, что его слова запомнят и отношение к нему здесь, в России, изменится. Проблема в том, что тот же господин Гозман никоим образом не зависит от общественного мнения и ему все равно, что о нем думают люди.

- Что же мы за поколение такое хилое? Наши деды и прадеды защитили нас от фашизма, а мы не в состоянии защитить память о них от банального хамства!

- Дело в том, что такие выпады поисходят регулярно, и люди уже привыкли к ним. Люди такую точку зрения не разделяют, но она их уже не шокирует. И говорящие подобное соответственно ничем не рискуют.

P. S. «Комсомолка» решила заняться судьбой заброшенного мемориала жертвам геноцида под городом Порхов. В ближайших номерах «КП» читайте наш репортаж оттуда.

Москва. 1941 год. Солдаты направляются на фронт.

Москва. 1941 год. Солдаты направляются на фронт.

Фото: ТАСС

ВОПРОС ДНЯ

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Наш вопрос сегодня:

Что бы вы хотели еще узнать о Великой Отечественной?

Владимир ДОЛГИХ, фронтовик, бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС:

- Сколько советских пленных попало в фашистские лагеря, сколько наших людей погибло в этой войне, сколько пропало без вести?.. Ведь мы ничего не знаем точно.

Елена НИКОЛАЕВА, внучка ветеранов Великой Отечественной, Волгоград:

- Я знаю, что советский народ победил фашизм. И мне этого достаточно. А те «знания», которые нам некоторые пытаются внушить сейчас, что Сталин не отличался от Гитлера, а СМЕРШ - от СС, мне не нужны.

Марк ЗАХАРОВ, худрук театра «Ленком»:

- Очень хотелось бы почитать переписку Сталина с Гитлером, которая велась до начала войны. По-моему, ее пора рассекретить и выложить во всеобщий доступ.

Сергей БЕЛУГИН, штурман, Мурманск:

- Когда на уровне ООН признают, что действия фашистской Германии на территории СССР были геноцидом? Из пяти братьев моей бабушки двое на фронте погибли, одного полицаи расстреляли, а самый младший от голода умер. В каждой российской семье такие примеры найти можно...

Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссер:

- Я прочитал о войне все доступные источники и понял одно: мы имеем не подлинную историю, а набор мифов и фальсификаций. Поэтому о войне я хочу знать буквально все. Всю правду.

Юрий ЖУКОВ, доктор исторических наук:

- Хотел бы узнать, где погиб мой отец - Николай Данилович Жуков. Известно, что где-то под Смоленском 5 августа 1941?го. Но где именно? Сотни тысяч людей до сих пор не знают точного места гибели своих близких.

Александр ПЫЛЬЦЫН, генерал-майор в отставке, бывший командир штрафной роты:

- Зачем искажают подлинную историю войны? Взять сериал «Штрафбат» - там все с ног на голову перевернуто...

Эдуард ЛИМОНОВ, писатель:

- Почему ко Второй мировой никто, кроме Германии, не был готов? Поляки навстречу немецким танкам направили кавалерию! Французы надеялись на линию Мажино - систему укреплений на границе с Германией, а ее прорвали за несколько часов...

Иван, читатель сайта KP.RU:

- Правду о потерях СССР.

Марина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- За что умирали наши деды - за Родину или за Сталина?