Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+20°
Boom metrics
Общество1 апреля 2014 6:38

Владивостокскую кольцевую автодорогу можно построить как систему тоннелей

А заодно загнать в подземелья парковки, склады и прочие производственные сооружения, уродующие городской пейзаж
Альтернатива наземным магистралям - подземные тоннели - аналог московскому метро, только для автомобилей

Альтернатива наземным магистралям - подземные тоннели - аналог московскому метро, только для автомобилей

После обнародования идеи устроить участок Владивостокской кольцевой автодороги в подводном тоннеле, ведущем от мыса Эгершельд к району спорткомплекса «Олимпиец», «Комсомолка» решила узнать о прочих возможностях прокладки ВКАД, которые, с точки зрения ученых, имеют право на жизнь.

На поверхности места больше нет

Доктор технических наук, профессор ДВФУ Владимир Макаров считает, что наземное дорожное строительство во Владивостоке практически исчерпало свои возможности. И реальная перспектива – использование подземного пространства под краевой столицей. Если кто-то думает, что Макаров – романтик, витающий в небе научных фантазий, то глубоко ошибается. Идеи профессора основаны на мировом опыте и достижениях специалистов в области подземного строительства, работавших как раз на юге Приморского края во времена, ныне ушедшие в историю.

Форты Владивостокской крепости – это как раз объекты подземстроя, как и железнодорожные тоннели, пробитые в скалах в прошлом веке. Более того, генпланы Владивостока начиная с 30-х годов предусматривали строительство тоннелей на территории столицы Приморья ради развития транспортной системы портового города. И, между прочим, в те времена проектировщики и представить себе не могли автомобильные пробки на улицах Владивостока.

- А потому что умные инженеры были. Настоящие профессионалы, понимающие, что рельеф Владивостока сам бог велел использовать для подземного строительства. Традиции подземного строительства во Владивостоке утеряны в начале 60-х годов и до сих пор не восстановлены. Наш горный институт занимался только шахтами и рудниками, а от градостроительства оказался отстранен. В итоге город – каменные джунгли, для парков и скверов места уже нет. А потребности все растут, - сокрушается профессор.

Доктор технических наук, профессор ДВФУ Владимир Макаров

Доктор технических наук, профессор ДВФУ Владимир Макаров

Под землей всегда весна

Доктор технических наук со своими учениками проработали альтернативу наземным магистралям, придумав в какой-то степени аналог московскому метро, только для автомобилей. Основа - система тоннелей, замкнутая в кольцо с радиальными лучами, ведущими в самые отдаленные точки города. Подсчитали и выигрыш от такого строительства. К примеру, по предварительным расчетам, при скорости 60 километров в час с мыса Эгершельд до площади Луговой можно будет доехать за 9 минут, с Гоголя до Второй Речки – за 4 минуты, с Гоголя на Тухачевского дорога займет 5 минут. Максимальное время перемещения из любой точки города в любое место – 20 минут. Кажется фантастикой, но специалисты делали расчеты.

Выигрыш во времени обеспечивается за счет спрямления маршрутов, независимости от погодных условий. Под землей гололеда и тумана не бывает, а значит, резко снижается вероятность ДТП, и дорожное полотно служит в разы дольше.

Разность высотных отметок в границах Владивостока составляет 200 - 250 метров. С учетом рельефа ученые сделали вывод, что ресурс подземного строительства только в нагорной части города – примерно 5 миллионов кубических метров.

Эстакады не улучшат экологию

В отличие от магистралей на поверхности земли, транспорт, проходящий по тоннелям, вообще не слышен. А главное - на 50 - 60 процентов снизится поступление в атмосферу выхлопных газов, основного источника загрязнения окружающей среды во Владивостоке. Выхлоп на поверхности быстро улетучивается, нет возможности его уловить в отличие от тоннеля, где выбросами можно управлять. В подземных сооружениях обязательна принудительная вентиляция, а следовательно, газ собирается, пропускается через фильтры, вредные вещества утилизируются.

Естественно, возникает вопрос о стоимости такой благодати. Как утверждает профессор Макаров, стоимость подземного строительства сравнима с возведением транспортных эстакад, причем в пользу тоннелей.

- Способ строительства в прежние времена был буровзрывным или открытым (как строили тоннель в районе фуникулера во Владивостоке к мосту через бухту Золотой Рог. – Авт.), то есть очень дорого и медленно. Сейчас успешно применяется щитовой способ, которым строят ветки московского метро. Но в столице грунты мягкие, поэтому много времени и денег уходит на крепление сооружения, а у нас - скала, которая во многом сама держит нагрузки, - просветил нас ученый.

Во Владивостоке километр дороги под землей обойдется в 1,5 - 2 миллиарда рублей – это московские расчеты. А строительство километра эстакады – в 3 миллиарда. По словам Владимира Макарова, на прокладку подземной транспортной системы города потребуется 8 - 10 лет при общих затратах 60 - 120 миллиардов рублей. Кстати, под землей можно и скоростной трамвай пустить при желании и финансовых возможностях - прямо свое, владивостокское метро получится.

Конкретно

Тоннель «Улица Луговая – кольцевая развязка Третья Рабочая»

Специалисты подсчитали плюсы для города и горожан тоннеля, который планировался в давние времена, но отнюдь не потерял актуальности и в наши дни. Горные инженеры сделали вычисления для двух раздельных тоннелей, каждый из которых имеет по две полосы одностороннего движения. Один портал может быть открыт в районе въезда в существующий железнодорожный тоннель на Луговой, далее, пробив толщу земли под улицей Горной, может выйти на кольцо Третьей Рабочей. Высота каждого тоннеля - 9,5 метра, ширина – 13,2. Срок службы подземного сооружения - не менее 100 лет, капитальный ремонт строительных конструкций – один раз в 50 лет. Кстати, проезд по тоннелю может быть и платным, ведь это не единственный вариант перемещения с Третьей Рабочей на Луговую. А жалко денег – так и объезжайте через Баляева.

Вдобавок на 7 процентов снизится износ транспорта, а уровень шума от подземного транспортного потока будет равен нулю.