Премия Рунета-2020
Калининград
+3°
Boom metrics
Общество23 июля 2014 22:00

Последствия пожара на Куршской косе: новый лес на месте пепелища вырастет только через 70 лет

Пожар на дюне Эфа, который разбушевался в среду, нанес непоправимые последствия для уникальной природы национального парка. Огонь уничтожил более 15 гектаров соснового леса

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«АВИАЦИЯ НУЖНА»!..

Шокирующую новость о страшном пожаре на дюне Эфа я узнала в среду около 13 часов 23 июля. Позвонил председатель совета депутатов муниципального образования «Куршская коса» Олег Сысин.

— Коса горит в районе поселка Морское. Огонь пошел по дюне от поселка. Полыхает лес. Вызвали пожарные расчеты, они уже на месте. Военные тоже помогают, но этого мало. Здесь трудно подобраться. Авиация нужна… - сказал он.

Можно предположить, что дело было так (подчеркнем, что это только версия). Кто-то строил себе дом, не соблюдая элементарные правила техники безопасности по сварочным работам, кто-то наблюдал. Как только один из владельцев особняков, которые расположены прямо под уникальной 64-метровой дюной Эфа, заметил дым да огонь, сразу позвонил в поселковую администрацию в поселке Рыбачьем. Ему было о чем беспокоиться. Малейшее изменение ветра и пожар мог легко накрыть поселок. Пока ветер дул с востока, от литовской границы, до которой здесь всего 4 километра. Чуть изменилось бы направление на северное – бушующее пламя лесного пожара бы мигом подлетело к жилым домам.

Десятки волонтеров помогали тушить огонь на Куршской косе

Десятки волонтеров помогали тушить огонь на Куршской косе

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Оценив масштабы катаклизма, народ сразу стал окапываться. Активно в противопожарной операции участвовали военнослужащие Балтфлота (на окраине поселка расположена воинская часть). Панику среди мирного населения удалось потушить в самом начале. Сильно обеспокоились обитатели гостевых домов, некоторые даже вышли на улицу вместе с вещами и не знали, что делать дальше.

РАЗОБРАННАЯ ДОРОГА ЗАДЕРЖАЛА ПОЖАРНЫХ

— С залива дул сильный восточный ветер, пожар быстро распространялся, - рассказала руководитель лесного отдела парка «Куршская коса» Людмила Поплавская. - Огонь пошел по горной сосне, охватывая насаждения целиком. Это та самая горная сосна, которая пару месяцев назад горело на литовской стороне национального парка – тогда сгорело 150 гектаров сосны. Плюс мы боялись, чтобы ветер не сменил направления - пожар был в близости от поселка. Стало понятно, что нужна помощь, мы вызвали МЧС. Пожарные сработали оперативно и достаточно эффективно. Проблем с техникой, подъездными путями или с водой не было.

Так пугающе выглядел лес сразу после пожара.

Так пугающе выглядел лес сразу после пожара.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Впрочем, местные жители утверждают, что проблемы все-таки были. Хоть залив и рядом с местом пожара, протянуть от него пожарные гидранты невозможно, да и подъехать со стороны поселка тоже. Единственный вариант для подъезда машин – бетонная дорога, которая проходит от центра поселка по верху Эфы. Бетонка, несмотря на преклонный возраст (ее строили еще немцы), была в приличном состоянии - там танк пройдет. Но наши пожарные не прошли! Потому что кто-то на территории неприкосновенного национального парка смог «незаметно» разобрать часть вечного бетонного покрытия и вывезти куда-то. Первая машина влезла в песок и перекрыла путь остальным. В результате - задержка.

На помощь огнеборцам подтянулось население. В Морском все, кто мог держать лопаты, даже женщины и дети, пытались помочь сотрудникам МЧС. Например, управляющий гостевым комплексов «Альтримо» в Рыбачьем Евгений Ярошевич прибыл на тушение пожара одним из первых волонтеров. Быстро загрузил в микроавтобус две помпы, пожарные шланги и вперед. Это уже второй раз, когда он с товарищами помогает дирекции национального парка тушить лесные пожары. Несколько лет назад ликвидировали пожар недалеко от Рыбачьего – со стороны моря сгорел лес на площади гектара.

Вскоре на место происшествия прибыл губернатор Николай Цуканов

Вскоре на место происшествия прибыл губернатор Николай Цуканов

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— Тогда быстро заметили, где очаг возгорания. Оперативно направили свою технику, а вот здесь все сложнее. Фактически «горная» местность с горной сосной, - рассказывает Евгений. – Нам пришлось больше лопатами работать. Песок у дюны был раскаленный. Градусов 80. А там где горело - адское пекло. Подойти близко невозможно, дым душил.

МЕРТВАЯ ЗОНА

Тем временем к месту бедствия стягивались дополнительные силы. Прилетел вертолет Ми-8, который дважды сбрасывал воду на эпицентр пожара. В результате к 16 часам удалось достичь перелома в огненной войне. Была решена главная задача - отведена угроза возгорания поселка. Затем пожар был локализован, взят в кольцо, началась пропашка и прорубка леса, а территорию проливали час за часом. Песчаный грунт Эфы, покрытый толстой подушкой мхов и лишайников, долго тлел и источал реальную опасность. Ведь почва прогорела под ногами. К вечеру белый дым рассеялся. И всем открылась чудовищная, жуткая картина пожарища. Вместо яркой зелени сосен в красноватом мареве выступили похожие на черные скелеты изогнутые стволы и ветви черной сосны. Мертвая зона, которая неизвестно когда оживет. Всепожирающее пламя остановилось на площади в границах 15 гектаров. Облысевшая от огня, черная Эфа, напоминала чем-то голову тяжелобольного человека, после курса химиотератии.

Туристки убегали так быстро, что оставляли на деревьях нижнее белье.

Туристки убегали так быстро, что оставляли на деревьях нижнее белье.

Фото: Иван МАРКОВ

Пожарные провели ночь на косе – необходимо было заливать землю, которая продолжала дымиться. Воду берут в Куршском заливе. Просто говоря – дотушивают, заливают с расстояния в несколько метров. Близко подойти опасно – сильное задымление. На языке спасателей это называется окарауливание пожара. Процесс может занять до нескольких дней, все потому что на земле очень толстая сухая подстилка, и ее надо постоянно проливать водой до тех пор, пока она не вымокнет полностью.

ОБ УЩЕРБЕ И ВИНОВНЫХ

По словам Людмилы Поплавской, ущерб от пожара может составить до 4 миллионов рублей.

— Сгорело 85 кубометров лесных насаждений. После того, как пожар полностью потушат, мы будем привлекать бригады на уборку поврежденных огнем деревьев. Планируется сплошная санитарная рубка. Это, возможно, займет несколько месяцев, – рассказывает Людмила Поплавская. – Уже в следующую весну или через год земля, отдохнув, будет готова к посадке нового леса. Новый лес такого вида, как он был до пожара, появится в этом месте через 30-40 лет. Если речь идет о восстановлении березы и обыкновенной сосны, то это еще больше – до 60-70 лет.

Директор парка Анатолий Калинина еще в разгар тушения пожара в Морском говорил, что ЧП - дело рук поджигателей, что виновников вот-вот должны установить и привлечь к ответственности. Сейчас же одна из версий лесного пожара наряду с умышленным поджогом и человеческим бескультурьем (брошенная, не затушенная сигарета) - это применение газосварки при строительстве частного жилья. А частного жилья в Морском немало, гораздо больше, чем стареньких домов первых переселенцев. В настоящих дворцах и «купеческих» срубах обитают новые хозяева жизни – известные в определенных кругах табачные короли, рыбные магнаты и прочие представители так называемой элиты. Если «газосварочная» версия подтвердится, то к ответственности надо привлекать именно тех, кто нанял и использовал рабочих с газосваркой для личных целей.

Контрактники из соседних частей также направились на борьбу со стихией.

Контрактники из соседних частей также направились на борьбу со стихией.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Сейчас по факту пожара на территории нацпарка проводит проверку прокуратура. На месте происшествия работал Калининградский межрайонный природоохранный прокурор. Он и прокурор Зеленоградского района координируют работу следственно-оперативной группы ОМВД России по Зеленоградскому району и отдела дознания ГУ МЧС России по области.

КСТАТИ

Так уж получилось, что пожар на косе произошел в тот момент, когда в Калининград с рабочей поездкой прибыл начальник Северо-Западного центра МЧС России. Генерал-майор Игорь Панин собирался проверить готовность техники и личного состава Калининградского управления МЧС, запланировал встретиться с губернатором и местными начальниками от МЧС, поездить по пожарным частям… Но буквально с корабля Игорь Панин попал на бал, а точнее – на пожар. Он приехал на Куршскую косу, где и координировал работы по тушению, а заодно на деле посмотрел силы и технику наших огнеборцев.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным МЧС, для тушения пожара были задействованы силы и средства в количестве 161 человека и 30 единиц.

ВАЖНО!

Крупные звери не пострадали

В пожаре на дюне Эфа не пострадали крупные животные или птицы. У них была возможность уйти. В том районе живут зайцы, белки, куницы, ежи, косули. А вот кабанов там не было. Они предпочитают густые леса, а не крутые склоны, ограниченные к тому же поселком. Тяжелее всего пришлось птицам, у которых в зарослях горной сосны были гнезда.

ГЛАС НАРОДА

«Смотрю, елки-палки, - лес загорелся»!

Первыми на склон пылающей дюны поднялись местные жители и контрактники из ближайших воинских частей.

— Дюна Эфа горит! – голос редактора из телефона услышал даже я, сидя на заднем сиденье служебного авто. Только-только мы обходили отдыхающих в Куликово и стыдили их фотокамерой за разведенные, где попало, костры. Жаре, которая стоит в Калининграде уже больше недели, было достаточно одной спички. Как выяснилось позже, от бушевавшего огня не спасли даже просеки – пламя перескакивало по макушкам сосен и перебегало по песку, усыпанному хвоей и корой. Дело пахло керосином, и мы сорвались в национальный парк.

На КПП национального парка охрана долго переговаривалась с пресс-службой, которая решила-таки нас пустить.

— Езжайте в Морское, там мимо не проедете – полиция сейчас на дороге дежурит, и пожарных машин около десятка проехало.

…Морское дымилось вовсю, но разглядеть гаишников на трассе еще можно было.

— Вы куда?

— Мы в Литву, - пришлось соврать, потому что перед нами развернули несколько автомобилей с отдыхающими.

— Аккуратнее там, в зоне задымления сбавьте скорость.

Поворот в поселок, въезжаем и первое, что видим, – растерянные лица местных жителей, бредущих по дороге и причитающих. Дымом пахнет повсюду, а вдали слышится треск. Выпрыгиваем из машины и поднимаем голову на дюну – она вся черная от пепла.

У обочины дороги мужчина с топором. Он смотрится несколько нелепо в общей обстановке, так как без остановки колет дрова:

— Около часа дня где-то загорелось, я тут и был. Сначала дымок появился, я подумал, что, как обычно, кто-то шашлыки жарит. Вот желтый дом видите, банкир там какой-то живет что ли, с его стороны все и пошло. Можете сходить и посмотреть, от забора прямо дорожка выжженная идет. Потом как столб дыма встал, черно-желтый такой. Я топор бросил, побежал туда. Смотрю, елки-палки! Лес занялся! Ну а что там мне было делать? Подойти близко страшно было! Как порох заполыхало все, – в стороне леса снова поднялся треск, - Вон видите, опять вспышка пошла. Там просеки-то толком не сделаны. Раньше как было: на горе встанешь – море по просеке видно, а сейчас они заросшие все какие-то. Пешком не пройдешь.

Олег, так зовут мужчину с топором, смахнул рукавом пот и вернулся к своему рутинному занятию. Тем временем, на склоне копошились несколько человеческих фигур с лопатами, слева четверка тянула на гору шланг. Мы побежали к ним.

— Ребят, вам помочь?

— Ну мы уже почти заканчиваем, - один из парней поливает из пожарного шланга тлеющие сосновые стволы, двое других и одна девушка лопатами добивают пламя и засыпают его песком.

— А вы откуда?

— Из Рыбачьего. Как только услышали, что тут такое дело, приехали сразу. Скоро еще наши ребята подъедут.

— А почему вы тут, а не пожарные?

— Сейчас пожарные в лесу просеку рубят, огонь к дороге пошел – там вообще страшно. Нам сказали, чтобы мы даже не совались туда. Весь лес в дыму, зайдешь и свалишься сразу.

С правой стороны склона к нам забрались несколько ребят в камуфляжной форме – подоспели контрактники из Рыбачьего. Военные из Морского в это время помогали пожарным рубить просеку на гребне дюны.

— Полейте нам, а то воды нет, только лопаты.

Парень, раздетый по торсу, открыл вентиль и дал напор в указанную сторону.

— Во! Спасибо! Сейчас еще песочком завалю.

Спускаемся за водичкой. В единственном магазине очередь. Пока мы были наверху, в Морском отключили электричество. Жители рванули за живительной влагой – у большинства в домах отключились бойлеры. Нам осталось только две пол-литровых бутылочки. Осушили и двинулись в сторону дороги, куда пожарные бросили основные силы.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Какие еще пожары были на косе

— 1993 год. Загорелся лес в лесничестве «Золотые дюны», недалеко от поселка Рыбачий. Тогда выгорело около 11 гектаров леса.

— 1986 год. Крупный пожар на Дюне Мюллера. Там тоже горела гонная сосна.

В обеих случаях виновников пожаров не обнаружили. Вероятно причинной стало неосторожное обращение с огнем или случайное возгорание.