Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics
Общество25 августа 2014 11:04

В вольере — фазан, в погребе — пармезан

Москвич приехал в глухую меленковскую деревню развивать птицеводство и сыроделие [видео]

Фото: Петр СОКОЛОВ

Фазаны, цесарки, куропатки, утки, гуси и несколько пород кур — от разнообразия пернатой живности на ферме Романа Стульникова пестрит в глазах. А ведь еще три года назад нынешний птицевод жил в подмосковном Королеве, был вполне себе типичным горожанином и покупал всякую ГМОшную еду в супермаркетах. По образованию — железнодорожник. По занятиям — организатор праздников. Помотавшись по большим российским и заграничным городам, Роман понял, что его тянет... к земле.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Оказался в сумрачном лесу

Дорога, соединяющая Меленки с трассой «Владимир-Муром», и сама по себе довольно глухая, но и с нее мы сворачиваем в сторону. Если верить указателю, до деревни с мимимишным, говоря современным языком, названием - Кошкино - полтора километра. Редакционная легковушка, безумно вибрируя, ползет по старинному, вымощенному булыжниками тракту. По обеим сторонам — старые сосны, стволы которых внизу обожжены пожарами 2010 года.

- Говорят, раньше графиня Кошкина ездила в карете по этой дороге до самого Мурома, - наперебой рассказывает ватага мальчишек на великах.

- Бедная. Сколько часов тряслась, - шутит наш водитель. - А вы тоже что ли в Муром собрались?

- Нет. Мы к учителю. К Роману Сергеичу. У него так интересно, - прокричали школьники и с легкостью обогнали нас.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Через пять минут тряски до деревни доползли и мы. Оказалось, что в Кошкино — всего десяток домов. Из них постоянные жители есть только в трех. С первого взгляда понятно, что центр этой кошкинской вселенной — зеленая изба, около которой припаркованы несколько машин и бегает ребятня.

Навстречу нам выходит сам Роман: заражающая улыбка, легкая бородка и потертая брендовая рубашка «Tom Farr». Он бы уместнее смотрелся в дорогом московском кафе. Что он нашел в этой глуши, из которой вся местная молодежь давно сбежала в противоположном направлении: в Москву?

Фото: Петр СОКОЛОВ

Продать самому себе

Роман признался, что сама идея переехать в деревню возникла случайно. Прожил он однажды месяц в палатке, вернулся в город и вдруг понял: не нравится ему тут. Потом он пару лет эту идею обдумывал.

- Так и родилась концепция, к которой я иду. Это концепция школы для начинающих фермеров. И цель первого этапа — самому научиться фермерствовать и показать, что сельское хозяйство может быть интересным и прибыльным, - начинает Роман. - Ни за что не догадаетесь, почему я выбрал именно эту деревню.

- Название понравилось?

- Нет, - смеется. - У меня были три критерия выбора: близость с Москве как к рынку сбыта, наличие земли после развалившегося колхоза и школа, в которой есть приученные к труду дети.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Вскоре Роман приехал в село Бутылицы, познакомился с директором школы и детьми, купил избу в деревне Кошкино и стал приобретать земельные паи. Процесс затянулся на долгие восемь месяцев. Такие у нас бюрократические схемы: сначала фермер должен заплатить владельцам паев и получить доверенности, потом вывести эти паи из общей бывшей колхозной земли, а в конце (тут должны быть фанфары) «продать их самому себе».

И наконец построили

Скупив таким макаром 32 гектара земли, новоиспеченный фермер набрал кредитов, засучил рукава и принялся за работу. Ох, и непросто ему пришлось с мужиками-строителями, которых он собирал по всем окрестным деревням. Не успеешь оглянуться, как целая бригада ушла в запой, да еще и сперла что-нибудь — и процесс остановился. Нужно искать новых.

- Как я уже убедился, - рассказывает экс-москвич о своем плачевном опыте, - люди здесь делятся на две части: одна половина работает в Москве охранниками, другая пьет. Ну, и есть немного тех, которые делом заняты.

Фото: Петр СОКОЛОВ

С горем пополам птичники были построены. И надобность в большом количестве рук отпала. Сейчас со всем хозяйством справляются три человека: сам Роман, его заместитель Настя (недавно переехала в Бутылицы из Иванова) и коренной кошкинец Сергей.

Хотя хозяйство уже большое. Экскурсия для нас началась с инкубатора. Здесь появляются на свет и проводят первые недели жизни птенцы. Рядом — большой загон с прудом для уток и гусей. Еще — несколько «вольеров» с тремя видами кур, цесарками, фазанами и куропатками.

- Все в условиях, приближенных к природным. Никаких закрытых клеток, - отмечает Роман. - И никаких химических добавок к комбикорму.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Птицы прячутся от нас в шалашах из сосновых веток и никак не хотят фотографироваться. Тогда хозяин входит внутрь и весело начинает их гонять.

- Ну, куры на мясо, это понятно, а фазаны зачем? - выпытываю у Романа.

- Тоже на мясо. А некоторые ленивые охотники заказывают их вместо тарелочек. Запускают и стреляют. Стоит один фазан тысячу рублей.

В сарайчике рядом живут огроменные кролики - по 6-7 килограммов «диетического мяса», а не 3-4, как в известной юмореске.

Все, что нажито непосильным трудом, охраняют от воров собаки, от крыс и мышей — кошки. Куда без них в этой деревне.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Фермерская авоська

Но на этом фермер-москвич не остановился, а наладил кооперацию с жителями соседних деревень. Селяне собирают для него грибы-ягоды, ловят карасей, делают сметану, творог и сливочное масло. Жена Ольга (сама она живет то в деревне, то в подмосковном Королеве) отучилась на курсах сыроделия.

- Теперь я делаю мягкие сыры, которые готовятся за одни-двое суток. Например, адыгейский. Но теоретически, могу и другие. Два месяца назад заложила в холодильник кусок пармезана. Ему еще год выдерживаться. Но если у меня будет хороший погреб.., - подмигивает Ольга мужу.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Роман тоже стремится расширить ассортимент. Он уже расчистил место под строительство теплицы для помидоров, огурцов и «зеленушки». В планах — пчеловодство и агротуризм.

От клиентов у фермера — отбоя нет. Два раза в неделю он под завязку загружает фургон и едет в Москву. Продукты поставляет не в рестораны и магазины, а частным лицам. Сам или через дилеров.

- Один из главных дилеров — мама. Но есть и, например, консьержки в элитных домах. Они ищут мне клиентов среди жильцов и получают свой процент, - раскрыл фермер один из своих коммерческих секретов.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Его самый популярный товар называется «фермерской авоськой». Это такой продуктовый набор: кусочек масла, по баночке сметаны и молока, творог, яйца и мясо. Стоит 600 рублей.

Как сделать счастливыми... чиновников?

А вот в ресторанах и в магазинах (даже в московских) мы продукцию Романа Стульникова вряд ли когда увидим.

- Такие у нас корявые законы, - разводит руками фермер.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Организациям можно продавать только так называемую сертифицированную продукцию. А для сертификации нужно потратить кучу денег и пройти девять кругов чиновничьего ада.

- Потребовали у меня тут в Меленках одну бумажку. За ней нужно было ехать во Владимир. Съездил. А это почти 300 километров в оба конца. Привез ее в Меленки, а там нашли в бумажке ошибку и отправили меня опять во Владимир. Опять проехал 300 километров и потерял еще день, - вспоминает Роман и опять переходит к философии: Знаете, как сделать наших чиновников счастливыми? Нужно сделать так, чтобы их зарплата зависела не от количества выданных бумажек, а от конкретных результатов труда. В частности, от количества ферм. Тогда их работа станет осмысленной.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Если даже все успешно сертифицировать, то, каждую партию, например, яиц (скажем, сто штук) нужно вести на исследование. И при этом бензина сожжешь больше, чем эти яйца стоят.

Но фермер не отчаивается. Ему и частных клиентов хватает. Хозяйство уже стало безубыточным, а вскоре начнет приносить прибыль.

Фото: Петр СОКОЛОВ

Единственное, что пока стопорится в концепции Романа Стульникова — отсутствие людей, которым можно передавать свой опыт. Вся надежда на школьников. Раз в неделю фермер преподает им ОБЖ. Но как говорят сами дети, уроки посвящены не только противогазам и первой медицинской помощи, но и сельскому хозяйству. А в свободное время — в чем мы сами убедились — ребята приезжают в Кошкино и охотно помогают своему учителю. Может быть, у него получится доказать им, что нужно возделывать свою землю, а не рваться работать охранниками в столицу.