Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды19 сентября 2014 22:00

Бен Кингсли: За моей спиной говорили о том, что я - с приветом!

Знаменитый артист в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» рассказал о том, как сжигал сценарии, и признался, что не любит прилипшего к нему ярлыка «серьезный актер»
Юлия РИНЧ

Сказочный городок Чизбридж терроризируют монстры. Они, в частности, воруют сыр, производством которого так гордятся горожане. Правда, вся эта жуть - чистой воды выдумка, и на самом деле так называемые монстры добрые, безобидные и чрезвычайно талантливые существа. Выдумка о терроре нужна лишь одному злобному человеку - Арчибальду Снетчеру, раздувающему огонь ненависти, чтобы в роли спасителя города войти в высшее общество. Плебея Арчибальда в кукольном фильме «Семейка монстров» озвучил самый настоящий аристократ - сэр Бен Кингсли. Тут надо уточнить: аристократом и рыцарем он является в Британии по указу королевы, а в мировом кинопространстве Бен аристократ не по указу, а по масштабу таланта.

Фото: Fotobank.ru

Фото: Fotobank.ru

- Сэр Бен, вашей загрузке может позавидовать любой актер - только в этом году у вас восемь фильмов! Что заставило принять участие в мультике?

- Просто так совпало, обычно я стараюсь ограничиться двумя-тремя проектами. А «Семейка монстров» мне приглянулась, потому что этот фильм умный, добрый, захватывающий и, что самое главное, он твердо стоит на добродетелях и пороках реального мира. Ведь кто такой мой персонаж? Это личность, рожденная и выросшая в низах общества - что само по себе не порок! - и готовая совершить любую подлость, чтобы прорваться наверх, чтобы ее приняли в клуб избранных. Все, что угодно! Если послушаешь речь Арчибальда, произнесенную перед горожанами, то сразу поймешь, что она фашистская! Кто-то беззащитный назначается врагом. У нас это монстрики - милые, смешные существа. Затем враг демонизируется, ему приписываются самые жуткие черты. Затем воспаленному народу предлагается вождь-спаситель. Победить беззащитных кажется легким делом, но... сказки должны кончаться счастливо.

- Как режиссерам Грэму Аннаблю и Энтони Стаччи пришло в голову пригласить на эту роль именно вас?

- Они признались, что с самого начала работы над сценарием хотели, чтобы Арчибальда озвучивал я. Но долго колебались. Считали, что я слишком серьезный актер для этой роли. Полная чепуха! Не бывает серьезных актеров, просто бывают актеры, которым интересно играть все. К обоюдному удовольствию, это недоразумение осталось в прошлом.

В мультике «Семейка монстров»  именно этот странный персонаж  говорит голосом Бена Кингсли. Фото: Кадр из фильма

В мультике «Семейка монстров» именно этот странный персонаж говорит голосом Бена Кингсли. Фото: Кадр из фильма

- И как вам этот опыт?

- Прекрасно! Предки наградили меня примечательной внешностью: я наполовину индус, наполовину британец. Поэтому диапазон моих ролей простирался от евреев до арабов, от индусов до персов. Не могу сказать, что не преуспел на этом поприще, но участие в анимации освобождает тебя от твоего визуального проявления и предоставляет дополнительные возможности. Кстати говоря, в будущем году я буду работать еще в одной анимации, «Книга джунглей», где озвучу пантеру Багиру.

- О, эта книга всегда была любима в России! Вы тоже ее любите?

- Любил. Много-много лет назад, сейчас подзабыл, но освежу память сценарием. Иногда сценарий вдруг высветит оригинальную книгу так ярко, что кажется, будто ты прочел ее вчера. Правда, бывает и наоборот: сценарий настолько силен, что затмевает оригинал. Так, кстати, произошло, когда я снимался в «Доме из песка и тумана», - сценарий был так хорош, что я даже не стал читать роман Андре Дюбюс, чтобы не портить впечатления. Каждый раз по-разному, и тенденцию ну никак не выстроишь, даже пытаться не надо.

Как молоды мы были... Актер со своей второй женой Элисон и сыном Эдмундом. Фото: FOTODOM.ru

Как молоды мы были... Актер со своей второй женой Элисон и сыном Эдмундом. Фото: FOTODOM.ru

- Роль Ганди в одноименной картине 1982 года вознесла вас на вершину актерского олимпа. За ней последовало множество превосходных работ. Какую из них вы бы поставили рядом с Ганди?

- Роль Дона Логана в «Сексуальной твари». После того как я его сыграл, за моей спиной говорили, что, мол, нормальный человек не может воплотиться и в Ганди, и в Логана, что я, мол, с приветом. А на самом деле это был не привет, а влияние театра, где я работал пятнадцать лет, до того как встал перед камерой. И если ты в один вечер играешь Гамлета, а в другой - Яго, то твои возможности становятся практически безграничными, потому что ты стал профессионалом, потому что у тебя в руках есть инструмент, потому что ты владеешь ремеслом.

- Совсем недавно в интервью нашему журналу Морган Фримен рассказал, что в работе над образом Нельсона Манделы он шел от портрета, потому что масштаб личности сыграть нельзя, он уже растворен в обществе. Как вы подошли к роли Ганди?

- Точно так же - от портрета. Если мой герой, скажем, принадлежит к высшему обществу, то я совершенно не стараюсь даже на время в это общество влиться. По-моему, это путь к провалу. Я же буду отталкиваться от него самого: как он говорит, как он ходит, как ведет себя с женщинами. А создать атмосферу - задача режиссера, а не моя. Вот даже и в «Семейке монстров» я исходил из внешности героя и поведения: его паразитизм, жадность и плебейство уже были определены в визуальном образе, я же конструировал гармоничный образу звук.

Красота четвертой супруги сэра Бена Даниэлы Лавендер полностью соответствует масштабу его таланта. Фото: fotobank.ru

Красота четвертой супруги сэра Бена Даниэлы Лавендер полностью соответствует масштабу его таланта. Фото: fotobank.ru

- Вам позволялась импровизация?

- Этого я так и не выяснил, потому что придушил в себе все поползновения изменить текст. Так намного интереснее, а то подсознательно начнешь подгонять реплики под себя и ломаешь историю.

- По ходу действия ваш герой преображается в даму Фру-Фру, говорящую самым что ни есть женским голосом.

- Это как раз было несложно - я имитировал голос своей мамы. Она скончалась в возрасте девяноста восьми лет, оставаясь ребенком. Громким ребенком, надо сказать. Четверо ее детей выросли, стали взрослыми, а она осталась в детстве.

1982 год - политический и духовный лидер нации в «Ганди». Фото: Кадр из фильма

1982 год - политический и духовный лидер нации в «Ганди». Фото: Кадр из фильма

- У вас репутация актера, с которым работать интересно, но нелегко. Ходят слухи, что вы однажды на съемочной площадке демонстративно сожгли сценарий...

- Слухи?! Да это чистая правда! Со мной нелегко тем, кто не знает, что хочет снять, кто плавает на площадке. Кто не может поставить актеру задачу. Это не от характера, не от капризов, а от уважения к профессии. Да, действительно, я однажды настолько был разъярен убогим любительством режиссера, что торжественно сжег сценарий и покинул площадку. Поиграл немножко, конечно, но указал господину на его место. К счастью, могу себе позволить: я работал с Аттенборо, Полански, Спилбергом, Скорсезе, поэтому мне есть с кем сравнивать.

- Добавим к этим именам Ридли Скотта, с которым вы вскоре выпускаете библейский эпос «Исход: Цари и боги».

- У Ридли замечательный, уникальный дар так модернизировать древнюю историю, что ее события выглядят сегодняшними - достаточно вспомнить «Гладиатора» или «Царство небесное». Конечно, история «Исхода» разворачивается в Древнем Египте, но если всмотреться в конфликты, то окажется, что человечество за тысячелетия не так уж изменилось.

2000 год - кровавый гангстер в «Сексуальной твари».

2000 год - кровавый гангстер в «Сексуальной твари».

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Просматривая ваши последние работы, не устаешь удивляться фантастической энергии. Что ее питает?

- Я люблю рассказывать истории. Возможно, родись я тысячей лет раньше, я бы стал бродячим сказочником. Если вы возьмете любую картину и начнете, как капустные листы, снимать с нее характеры, декорации, музыку, то в руках у вас останется чистая история, увлекшая десятки людей, создавших эту ленту. Именно эта возможность рассказывать истории и придает мне энергию.

2008 год - обольстивший Пенелопу Крус профессор в «Элегии». Фото: Кадр из фильма

2008 год - обольстивший Пенелопу Крус профессор в «Элегии». Фото: Кадр из фильма

Личное дело

Бен Кингсли (настоящее имя - Кришна Пандит Бханджи) родился 31 декабря 1943 года в английском местечке Снейтон в семье актрисы Анны Лины Мэри Гудман и врача Рахимтуллы Харджи Бханджи. Будущий властелин экрана впервые вышел на театральную сцену в 23 года в колледже. Вскоре он взял псевдоним, навеянный прозвищем дедушки - King Clove (Король Зубец). Дебют на большом экране состоялся в 1972 году («Страх отпирает двери»), после чего Бен не снимался в кино 10 лет. Возвращение оказалось триумфальным - драма «Ганди» принесла ему премию «Оскар». В 2002 году актеру было пожаловано рыцарское звание и право именоваться сэром. Бен был женат четырежды: на Анджеле Морант (двое сыновей), Элисон Сатклифф (двое сыновей), Александре Крайстманн и Даниэле Лавендер.

5 лучших фильмов Бена КИНГСЛИ:

«Ганди» (1982)

«Список Шиндлера» (1993)

«Сексуальная тварь» (2000)

«Дом из песка и тумана» (2003)

«Элегия» (2008)