Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды30 сентября 2014 22:00

Блатной отныне я и песенка моя

В России принято стыдиться своих желаний и предпочтений - девушки, которым по ночам снятся тортики и бигмаки, декларируют любовь к йогуртам, а мужчины, помешанные на творчестве Виктора Доценко, на публике небрежно перелистывают Довлатова и Мураками

Примерно так же до недавнего времени дело обстояло с блатной песней - любимый в определенных кругах жанр жил отдельной жизнью, в которой не было места регулярным телеэфирам и официальному признанию. Правда, несколько лет назад на НТВ запустили проект «Песни для вашего столика», но его авторы открещивались даже от слова «шансон», которым обычно маскируют резковатый термин «блатняк». Шоу подавалось как «конкурс ресторанной песни», пыталось угодить и нашим, и вашим и вскоре тихо скончалось - авторитетная публика застенчивых попыток сыграть на полутонах не прощает. Народ жаждал правды жизни, песен чисто конкретных, а не старающихся таковыми выглядеть.

Александр Новиков - судья конкретный и бескомпромиссный.

Александр Новиков - судья конкретный и бескомпромиссный.

Фото: Руслан РОЩУПКИН

И вот, похоже, блатняк легализован - в телесетке появилось шоу, в котором вещи называют своими именами. Причем появился проект «Три аккорда» на Первом, который в отличие от НТВ мало кто мог заподозрить в любви к криминальной романтике. Но именно здесь слово «шансон» теперь произносится с уважением, не снившимся даже джазу, именно здесь ведущий (им, кстати, по иронии судьбы стал прославившийся ролью следователя Максим Аверин) разогревает публику композицией «Гоп-стоп», именно здесь в жюри в ортодоксальном малиновом пиджаке сидит Александр Новиков... И уже сейчас многие из зрителей пребывают в нокдауне, уже сейчас хочется набрать 02 и дрожащим от ужаса голосом прокричать: «Приезжайте немедленно, тут ТАКОЕ!..» А ведь на сцене пока соревнуются в исполнении блатных хитов люди, от тюремной тематики далекие, - Апина, Харатьян, Ардова, Дубцова. Так что это, увы, пока не полная, а лишь частичная амнистия, объявленная шансону. А вот когда Новиков, Шуфутинский, Звездинский и прочие мэтры сами появятся на творческом ристалище, а в жюри сядут реальные воры в законе, тогда все мы, похоже, запоем по-другому.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Братва, не стесняйтесь шансона!

Сергей ЕФИМОВ

Чем хороши и городские романсы, и блатной шансон - так это неприкрытой искренностью. И пусть это довольно аляповатая искренность - она удачно оттеняет идейно-музыкальный примитив, свойственный жанру.

Причем примитив в данном случае - это не недостаток, а художественный метод: вспомните вот замечательную Елену Ваенгу.

Продюсеры «Трех аккордов» обманули, конечно, надежды. В жюри целый Александр Новиков, голосуют там с помощью колоды карт - я так надеялся, что на сцене в самом деле появятся звезды блатняка. И что кто-то из них споет мое любимое: «Голуби летят над нашей зоной, голубям нигде преграды нет...» (читайте далее).