Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Экономика5 февраля 2015 14:00

Россиянам вернут сбежавшие электрички

Почему возникли проблемы с самым народным видом транспорта? [инфографика]
Только за январь отменено порядка 300 поездов, а в некоторых областях они перестали ходить вообще.

Только за январь отменено порядка 300 поездов, а в некоторых областях они перестали ходить вообще.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Страсти вокруг электричек - единственного для многих россиян доступного вида пригородного транспорта - потихоньку накалялись уже давно. Но настоящий скандал грянул на днях, когда стало известно, что только за январь отменено порядка 300 поездов, а в некоторых областях они перестали ходить вообще. И это еще цветочки. Есть формальные основания для того, чтобы электрички исчезли в доброй половине российских регионов - по данным РЖД, только 47 из них официально заказали на 2015 год пригородные перевозки.

Ситуация, как обычно, разрешилась только на самом верху. Владимир Путин велел немедленно отмененные пригородные поезда восстановить. Чиновники тут же взяли под козырек... Но и правда, как такое могло получиться? Послушаем самих чиновников - комментарии тут почти излишни.

РЖД: ВИНОВАТЫ РЕГИОНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПЛАТЯТ

В конце января президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин в своем блоге прокомментировал ситуацию так:

- Что я могу ответить в связи с многочисленными жалобами граждан, намеренных проводить акции протеста и даже препятствовать движению поездов дальнего следования и грузовых составов? Вместо того чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться по адресу - в свои региональные администрации по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям президента и правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний. Транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к финансовой ответственности субъектов РФ.

Далее Владимир Якунин объясняет, что по итогам 2014 года только 18 из 72 регионов перевели деньги пригородным перевозчикам сполна, а 23 - не более чем наполовину. Часть затрат возмещается из федерального бюджета - в этом году «на помощь электричкам» выделили 25 млрд. рублей. Но остальное - за счет самих регионов. Не платите? Ну тогда как не быть проблемам с электричками?!

ВЛАСТИ НА МЕСТАХ: А У НАС НЕТ ДЕНЕГ

У региональных чиновников свои претензии. В основном их две. Первая - непонятны расчеты. Вторая - денег нет.

- Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси, - заявлял в конце прошлого года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. - На нас идет давление, но мы не видим прозрачности расчетов.

За последние три года из федерального бюджета выделили 58 млрд. рублей, чтобы компенсировать железнодорожникам убытки от льготных тарифов на пригородных поездах. Почему эти деньги не помогли?

- Необходимо увеличение дотаций примерно на 500 млн. рублей. Таких объемов на перевозку у региональных бюджетов нет, - заявил на днях в интервью радиостанции «Говорит Москва» губернатор Тульской области Владимир Груздев. - Мы такие вопросы решать самостоятельно не можем, поэтому с сегодняшнего дня на портале правительства области размещен опрос. Как жители нам скажут, так и сделаем. Если жители скажут, что они согласны на увеличение тарифов в три раза и будут платить, то соответственно мы оставим ту маршрутную сеть, которая есть.

В докладе Счетной палаты достается всем - и РЖД, и Минтрансу, и местным властям. РЖД - за то, что структурная реформа на железнодорожном транспорте была проведена с опозданием на 7 лет (это подсчеты аудиторов палаты). При этом без особых результатов - пригородные перевозки так и остались убыточными. Поминается и «не-удовлетворительная работа властей отдельных регионов России». Из-за нее, как делают выводы аудиторы, в 2014 году в Бурятии пригородные перевозки подорожали на 293%, в Татарстане - на 225%, в Пензенской области - на 167%, в Амурской - на 150%, в Кировской области - на 143%. При этом в 2012 - 2014 годах было отменено 894 электрички.

ПРАВИТЕЛЬСТВО: ВИНОВАТ КРИЗИС

Властям ничего не остается, как пенять на сложные экономические условия. И пытаться в авральных условиях делать работу над ошибками.

- В нормальной ситуации регионы смогли бы оплатить все расходы, которые предъявляет РЖД, - пытался объяснить на совещании президента с членами правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. - Они получают дополнительные средства за счет налога на имущество, который раньше РЖД не платило в региональный бюджет. Через два года ставка будет доведена до стандартной ставки - 2 процента. Это большие суммы, которые идут в бюджеты регионов. Они должны были полностью покрыть расходы на пригородное сообщение. В кризисной ситуации регионы потеряли поступления по налогу на прибыль. Соответственно этот источник у них пропал.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Илья ДОЛМАТОВ, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий:

Без транспорта регионы не смогут развиваться

- Главная проблема - в экономической модели устройства нашего пригородного транспорта. Перевозкой пассажиров занимаются частные транспортные компании. Экономически обоснованные тарифы сильно отличаются от тех, которые устанавливают регионы. В результате местные власти должны компенсировать компаниям эту разницу. С деньгами всегда были проблемы, но тут они совсем закончились, электрички решили отменить.

В чем суть системы. РЖД предоставляет пассажирским компаниям инфраструктуру, подвижной состав и оказывает весь спектр услуг по обслуживанию. На это у компаний уходит 80% расходов. Остальные 20% трат - собственные издержки: зарплата кассиров, контролеров и т. д. До 2014 года за инфраструктуру, грубо говоря, за эксплуатацию рельсов, компании платили РЖД по льготным тарифам - 1% от реальной стоимости. Но 5 января вышло постановление, по которому эта плата увеличилась в 25 раз. Это стало неожиданностью для компаний и регионов, которые уже установили тарифы для граждан и приняли бюджеты. Компании пришли к губернаторам и сообщили, что теперь им придется платить больше. Нагрузка на местные бюджеты велика, им нужно исполнять указы Москвы по зарплатам бюджетников, тут еще и кризис. И решили электрички просто остановить: мол, пустить автобусы дешевле.

Проблему надо решать кардинально. Федеральной власти придется взять на себя все субсидирование пригородных перевозок. Сейчас из центра выделяется 25 млрд. руб. По оценкам, нужно еще 15 млрд. руб. Только тогда местным властям будет выгодно развивать этот вид транспорта. А от его развития зависит развитие региона. Минтрансу нужно разработать стандарты обслуживания пассажиров. Если у вас электричка ходит раз-два в день, вы не будете ею пользоваться. Если пригородные поезда будут ходить в удобное время, пассажиропоток увеличится. Люди будут мобильнее, смогут добираться на работу из отдаленных населенных пунктов. Автобусы не должны заменять электрички, потому как поезда - более безопасный и комфортный вид транспорта (а в некоторых местах из-за отсутствия нормальных дорог - единственный). Нужна синергия: чтобы человек, который приехал на поезде, смог продолжить свой путь на автобусе. Местные власти должны корректировать расписания и маршруты, чтобы это было удобно людям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Выясняется привычная для России картина: виноваты вроде как все, но в то же время никто конкретно, поскольку у всех были «объективные причины».

Между тем о надвигающейся катастрофе с электричками стало известно далеко не вчера. Помню, еще в декабре прошлого года были разнообразные неприятные заявления транспортников. Как выходило со слов замглавы Минтранса Алексея Цыденова, уже тогда было известно, что с нового года электрички могут частично или даже полностью исчезнуть более чем в 20 российских регионах. Да и до того электрички активно отменяли - это ясно и из цифр, которые приводит Счетная палата.

Но... никаких особых действий со стороны чиновников не последовало. Можно не сомневаться, что после того, как президент велел вернуть электрички, они немедленно и быстро поедут. То есть и решения найдутся, и деньги... Вопрос в другом: и сколько мы еще будем так жить? Когда для того, чтобы любое дело сдвинулось с мертвой точки, нужно личное участие главы государства.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Отмененные электрички начали возвращаться

После разноса, который президент устроил чиновникам по поводу ситуации с массовой отменой электричек в более чем двадцати регионах, пригородные поезда в срочном порядке начали возвращать в расписание. Как сообщает ОАО «РЖД» , 40 ранее отмененных электричек уже назначены вновь. Всего планируется вернуть назад порядка 300 пригородных маршрутов (подробности)