Скандал с саратовским коррекционным центром «Золотой ключик» набирает обороты. Напомним, в Сети появились фотографии ребенка-аутиста, привязанного оранжевым скотчем к стулу, после чего на центр обрушился шквал обвинений в садизме. Специалисты «Золотого ключика» объяснили, что фиксация скотчем - это часть методики, а мать мальчика заявила, что занятия проходили с ее согласия. Тем не менее Следственный комитет затеял проверку «Золотого ключика».
Можно ли связывать ребенка-аутиста скотчем, заклеивать ему рот – пусть и в терапевтических целях? Ситуацию комментирует президент АНО «Центр проблем аутизма», член Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ Екатерина Мень.
«Кто совершенно точно нарушил закон и кого надо бы проверить Следственному комитету – это женщина, которая выложила фотографию чужого ребенка без согласования с родителями. Это противозаконно.
Фрагмент фотографии, выложенной матерью ребенка в соцсети
Фото: СОЦСЕТИ
Если ребенок аутист, телесная работа с ним предполагается. Аутистов мнут, давят, зажимают - у них сенсорный поиск, они могут сами просить определенную телесную нагрузку. Я думаю, то, что мы увидели, связано с бедностью центра. Видимо, там нет возможности купить эластичные ленты, обнимательную машину и т.п. – то есть оборудование, необходимое для работы с телом, с ощущениями аутиста. Конечно, все это выглядело бы более гуманистично, чем скотч. Кстати говоря, существует такой кинезиотейпинг - он используется, например, в спортивной медицине. Это наклейки, поддерживающие мышцы. Для непосвященного человека они тоже выглядят как цветной скотч.
Но в мире существует единственный метод помощи аутистам, который имеет статус доказательного - это поведенческая терапия. Только в России поведенческой терапии официально нет, в некотором смысле это тоже «заморская блажь». Наше государство пока не озаботилось тем, чтобы создать систему помощи аутистам – проверять ее, сертифицировать, выявлять границы профессии. А спрос огромный. И на это отвечает рынок. Увы, сейчас любой может сказать: «я занимаюсь аутизмом». Безотносительно к саратовскому случаю, на территориях частных центров может предлагаться все что угодно. И родители будут нести туда свои деньги.
Оценить методы по фотографии невозможно. Принятые в саратовском центре наработки могут быть оправданной частью терапевтической игры, но точно также могут быть и опасными для ребенка. Я не понимаю, как теперь будут проверять этот «Золотой ключик», ведь в государственной системе таких экспертов нет. Содержание вмешательства разобрать просто некому.
А то, что центр не имеет лицензии, это как раз нормально: такая деятельность в России не лицензируется».
СКАЗАНО
Павел Астахов: «Скандал может быть и дутым, но проверить надо обязательно»
Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов прокомментировал фотографию:
- Скандал со «связанным ребенком» может быть и дутым. Но проверка проводится обязательно! - написал Павел Астахов в своем микроблоге. (читайте далее)
ОФИЦИАЛЬНО
Министр образования о связанном в Саратове скотчем мальчике: «Центр не лицензирован министерством»
Министр образования Саратовской области Марина Епифанова прокомментировала фотографию мальчика, которого привязали скотчем к стулу в коррекционном центре "Золотой ключик". Она отметила, что «Золотой ключик» не является лицензиатом министерства. Поэтому в центр не заглядывали сотрудники министерства с проверкой (читайте подробнее)
После скандала со «связанным мальчиком» в Саратовской области разработают систему независимой оценки частных центров
После скандала со «связанным мальчиком» в Саратовской области разработают систему независимой оценки частных учреждений допобразования.(читайте далее)
В Саратове фотографией из детского центра с привязанным к стулу мальчиком заинтересовались следователи
В Саратове СУ СКР начал проверку по факту публикации в соцсетях фотографии воспитанника частного коррекционного центра, привязанного скотчем к стулу.
- В действиях сотрудников частного детского центра могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) (читайте далее)