Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Авто21 июня 2015 20:00

Эвакуация автомобилей как способ самоубийства чиновников

Наш колумнист убежден - нынешняя практика воровства машин не имеет ничего общего с наведением порядка на наших улицах [видео, аудио]
На сегодня в Москве десять штрафстоянок. Их расположение не привязано к расположению подразделений ГИБДД.

На сегодня в Москве десять штрафстоянок. Их расположение не привязано к расположению подразделений ГИБДД.

Фото: Александр МИЛКУС

Вы знаете, где собираются самые оппозиционно настроенные граждане? Я теперь знаю – в коридорах отделений ГИБДД, на пятачках курилок возле вагончиков, стоящих у входа на штрафстоянки.

Это не идейные бойцы с режимом, не оголтелые белоленточники, а просто народ, волей несчастного случая столкнувшийся со службами, которые должны бы нам облегчить жизнь.

Я никогда не поддерживал тех, кто считал, что введение платной парковки в центре Москвы, - зло. Доходило ведь до того, что по тротуарам Тверской было не пробраться. Я считал, что черный тонированный лексус, припарковавшийся на пешеходном переходе так, что мамочки с колясками должны выделывать кульбиты, перебираясь с одной стороны улицы на другую, абсолютно справедливо затянут на платформу и эвакуирован куда подальше.

Пока сам не столкнулся с эвакуаторной системой. Так всегда – до нас доходит только тогда, когда ты сам нос к носу утыкаешься в проблему.

- Папа, это не твою машину повезли? – подозрительно поинтересовался сын, выглядывая с балкона. Я тоже глянул – мою. В тапочках понесся на улицу. Но только и успел, что поцеловать катафоты зеленого эвакуатора.

Мою машину забрали не из центра, а из спального что ни на есть района на тихой улочке. И стояла она не на пешеходном переходе, а чуть не доезжая до него. Стояла и никому не мешала переходить дорогу. Но нарушение есть. По правилам машину нельзя парковать ближе пяти метров до перехода. Не спорю. Виноват. Если бы мне под дворники положили квитанцию, как это сделано в уважающих своих граждан странах, – вопросов нет. Если бы мне прислали по электронной почте уведомление или выписали штраф так, как это случается, когда ты превышаешь скорость – я бы тоже не спорил.

Виноват – отвечай.

Но система столичной борьбы с водителями-нарушителями к организации порядка на улицах – теперь я гарантированно могу это сказать! – имеет очень опосредованное отношение. Если и вообще имеет…

Возле меня тут же нарисовался шатен со сплющенным носом:

- Увезли машину? Поехали!

- Куда?

- Ну в ГИБДД на Смольную, а потом на стоянку на Шеногина, – мужичок точно знал горестную судьбу моей пятилетней KIA.

- А что, у вас тоже машину увезли? – растерялся я.

- Нет. Три тысячи, я тебя всюду отвезу. Еще очередь не набежала...

Пока я пытался осмыслить навязчивый сервис, мужичок отошел в сторонку и затеял как со старыми знакомыми разговор с эвакуаторщиками.

А я бросился к представителям власти – в стоящую рядом машину ДПС.

- Ребята, так же нельзя! Эвакуатор отъехала на сто метров. Позвоните, остановите. Я штраф заплачу!

Но бравые молодцы Дима и Денис (это я потом узнал их имена, мне они по форме не представились), лишь развели руками:

- Мы за эвакуацию не отвечаем.

- А за связи с «таксистами»? – кивнул я на прохаживавшегося рядышком хитрого мужчика.

Денис хмыкнул, выбрался из машины и подошел к «таксисту»:

- Ты что здесь стоишь? Где твои документы?

Мужичок удивился, вальяжно повернулся и молча пошел за дом.

- А почему вы к нему обратились на «ты»? – поинтересовался я. – И откуда вы знаете, что у него есть машина? Вы знакомы?

Ответов на эти вопросы не было.

И тут я вспомнил, что знакомая вообще рассказывала о некоем телефончике, по которому можно позвонить и эвакуированную машину вам привезут прямо под дом, никуда ездить не надо. Цена - десять тысяч рублей или побольше. Но это так – слухи… Может они и неправда?

В то время, как город полностью компьютеризован и штрафы за превышение скорости легко проверяются в Интернете, штрафы за неправильную парковку сотрудники ГИБДД по-прежнему выписывают вручную.

В то время, как город полностью компьютеризован и штрафы за превышение скорости легко проверяются в Интернете, штрафы за неправильную парковку сотрудники ГИБДД по-прежнему выписывают вручную.

Фото: Александр МИЛКУС

…Отделение ГИБДД, где мне должны были выписать штраф, конечно же, расположено так, что до него на общественном транспорте добираться часа полтора (хотя у меня за углом тоже есть ГИБДД, подозреваю, что туда приезжают за штрафами из другого округа). А вечером штрафы не выписывают. Ловлю лицензированное такси. Мчусь. И приезжаю за 10 минут до обеда. Надеюсь успеть…

- Обед с 14 до 15, – сообщают мне, нехотя открыв металлическую дверь. – А у вас полис ОСАГО с собой?

- Нет, он в бардачке.

- Тогда езжайте за ним.

- Да, и я за ним ездила! – со смиренной улыбкой кивнула загорелая дама, выходящая из здания со штрафом под мышкой.

- А я сэчас еду, - грустно поддержал разговор нахохлившийся южный мужчина.

Если права и свидетельство о регистрации все носят с собой, то плотный лист А4 ОСАГО многие держат в бардачке.

Снова такси – потому что и стоянка находится как можно дальше от маршрутов наземного и подземного транспорта. И только через час двадцать я снова в очереди в ГИБДД.

Когда я все-таки получил документы – штраф и бумагу, разрешающую вызволить четырехколесного друга со штрафстоянки, я поинтересовался у человека в форме - Лаврова Александра Николаевича (привожу диалог по записи на диктофоне):

- Вот вы мне объясните по-человечески, не для протокола: я вас спросил обязательно ли предъявлять полис ОСАГО, вы сказали, что обязательно. Я потратил почти тысячу рублей на такси. А здесь ни у одного оштрафованного полис никто и не спрашивал… Зачем меня надо было за ним гонять? Это дополнительное издевательство?

- Нет, это не дополнительное издевательство, - ответствовал Александр Николаевич. – Просто когда вы приехали в первый раз, я сразу сказал, что все на усмотрение инспектора. Я вам нормально объяснил – зайдите после трех часов. По-человечески… Вы начали…

- То есть это воспитательная мера была?

- Нет, не воспитательная. Я сделал так, как положено по закону. Должно быть три документа. И они прописаны. Но есть человеческий фактор. Я вообще считаю, что вся эта система – неправильная. В центре я согласен с эвакуацией, а с этой… Все люди – все это понимают. И я понимаю вас. Но, как говорится, война-войной, а обед по расписанию.

- Поздравляю. Вы хорошо поели?

- Да, спасибо…

- А я остался без обеда и без еще одной тысячи рублей…

На штрафстоянке с меня содрали 5100 рублей – за эвакуацию машины, о которой я не просил.

Эвакуаторщики так торопятся утащить автомобиль, что стикеры клеит вкривь и вкось.

Эвакуаторщики так торопятся утащить автомобиль, что стикеры клеит вкривь и вкось.

Фото: Александр МИЛКУС

Мой KIA стоял в дальнем углу нахохлившийся и прижавший уши. На теле его красовались наклеены вкривь и вкось стикеры, которые должны были бы гарантировать, что никто в машину не пробрался. Стикеры были на боковых окнах, на заднем бампере и вообще там, куда только и могла дотянуться шаловливая рука эвакуаторщика. Понятно, они спешили. Нужно было утащить машину пока владелец не оклемался. Теперь ведь если хозяин машины успеет подскочить к эвакуатору и пасть перед ним на колени, машину нужно оставлять и люди в зеленых комбинезонах в прогаре.

Итог дня:

- 5100 рублей – за «услуги по эвакуации»

- 3000 рублей – штраф

- 1753 рубля – гонки на такси в ГИБДД, штрафстоянку, ГИБДД и штрафстоянку.

Всего: 9853 рубля.

Плюс – улетевший коту под хвост выходной (потрачены четыре часа). Плюс – нервотрепка.

А теперь вопрос – кому выгодна система эвакуации автомобилей в том виде, в котором она есть сейчас? Кому выгодны грабительские тарифы за «услуги по эвакуации»? И почему эвакуация машин по стилю больше напоминает воровство? Сосед, увидев желтые стикеры на моей машинке, рассказал, что его авто с того же самого места украли в 4 утра...

- Я не понимаю, почему люди еще не объединились против этого беспредела? - грустно вздохнул сосед.

У юристов есть такое понятие: «несоответствие наказания тяжести совершенного правонарушения». Я знаю, а, думаю, что и вы представляете себе, с какими мыслями уехала на своем «Рено Логан» со штрафстоянки 29-летняя девушка, у которой авто эвакуировали из ее же двора. Я знаю какими словами комментировал приключение в выходные солидный дядечка, у которого подержанный мицубиси увезли из тихого переулка.

Никто из тех, с кем я познакомился в ГИБДД и на штрафстоянке, не спорили – правила соблюдать надо. Штрафы – если выписаны законно – оплачивать надо. Но за что кроме штрафа ты вынужден пройти несколько кругов ада, унижения и потерю значительной суммы?

Как рассказывают пострадавшие, большинство штрафстоянок не оборудовано помещениями, где люди могут подождать своей очереди.

Как рассказывают пострадавшие, большинство штрафстоянок не оборудовано помещениями, где люди могут подождать своей очереди.

Эвакуаторщики не помогают обустроить жизнь на дорогах по правилам. Эвакуация автомобилей – это доходный бизнес из ничего. И даже если деньги за штрафстоянку идут в городской бюджет – для 15-миллионной Москвы это не такое уж существенное пополнение казны. Зато накапливающееся раздражение автомобилистов, причем людей не большого достатка, может перечеркнуть многое хорошее, что делают столичные власти. Тот, кто хоть раз побывал в жерновах эвакуаторщиков, кто потерял немалые деньги не забудет этих ребят никогда в жизни. И не забудет тех, кто придумал правила с эвакуацией.

Да, во многих мегаполисах мира власти жестко борются с нарушителями правил движения. И машины эвакуируют, и специальные башмаки на колеса навинчивают. Но нигде это не организовано так, чтобы не только наказать, но и унизить, обобрать. В не самом цивилизованном Тунисе я видел, как снимали башмак с машины, на которую его водрузили десять минут назад. Просто нашелся владелец и ему дорожная полиция вручила штраф. Все...

И напоследок: в столице продолжают строить многоэтажное коммерческое жилье – семнадцатиэтажные, двадцатиэтажные (а то и выше) дома. И по-прежнему вокруг них не предусмотрена парковка. Хотя понятно – если человек смог купить квартиру, пусть и в кредит, хоть одна машина на семью у него есть. То есть с одной стороны, машины как негде было парковать, так и не будет. С другой, штат прожорливых эвакуаторов растет и количество штрафстоянок все увеличивается.

Ребята, вы хорошо устроились…

А КАК У НИХ?

Десять минут, люди!

Во многих мегаполисах мира власти жестко борются с нарушителями правил движения. И машины эвакуируют, и специальные башмаки на колеса навинчивают. Вот как описывает эту процедуру на своей странице в ФБ турист Андрей Маласолов:

- Мой автомобиль блокировали в центре Будапешта, поставив блокиратор на колеса. Остановился я аж на парковке министерства финансов Венгрии - с кем не бывает, не разобрался в их венгерских правилах, виноват сам. На стекло повесили объявление на венгерском и английском, что если я не оплачу штраф и не отреагирую на событие в течение 48 часов, то машину эвакуируют и заблокируют на полгода. Оставили телефон для связи.

Не успел я по московской привычке прийти в ярость,как подъехала машина, оттуда вылез паркмен. Вполне дружелюбно мы решили вопрос по штрафу. Он достал аппарат для карты, я оплатил 40 евро (2400 рублей,) блокираторы его коллега быстро снял, и мы расстались довольные друг другом. Вся операция заняла ровно 10 минут. Десять минут, люди!

Будапешт, может, и не такой крупный город, как Москва, но в нем огромное количество туристов, которые не всегда паркуются верно. Как и в Москве. Но почему у нас в похожих случаях водители получают колоссальное количество проблем?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Хочу личного «зеленого крокодила»

Светлана ВОЛКОВА

С такими словами я иногда пробираюсь по своему двору, вернее, узким тропинкам, которые от него остались. Потому что каждый сантиметр вокруг моего подъезда занят припаркованными машинами. Причем чаще всего это «кони» даже не моих соседей, а «залетные».

Раньше автомобили стояли не только в моем дворе, но и на моей улице, и в соседних переулках, и в проездах, на тротуарах и на газонах вокруг дома. Тогда нам, пешеходам, было совсем тяжело. Но, после того как наш район попал в зону платной парковки, стало полегче. Теперь можно свободно ходить по тротуару, на котором - о, радость! - больше никто не паркуется. И газоны опять похожи на газоны, а не на перепаханное во время сева озимых поле.

Одна беда - мой двор пока остается последним плацдармом для тех, кто не желает платить за парковку. Увы, нет у меня на них эвакуатора! Но ничего, будет и в моем доме праздник. Как только все соседи наконец договорятся и поставят шлагбаумы на подступах к нашему двору.

Кстати, машины у меня нет и, скорее всего, за руль в столице я вряд ли сяду. Ведь места на дорогах и нормальных парковок на всех не хватает, как ни крути. Хотя была бы машина, то правила бы точно соблюдала, и парковалась в положенном месте, и за стоянку платила, как миленькая. А пока пользуюсь общественным транспортом. Тем более что и метро, и автобусы с троллейбусами везут порой быстрее личного авто. И никаких проблем с эвакуаторами!

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

В чем плюсы и минусы нынешней системы эвакуации автомобилей в Москве?

Эдгард ЗАПАШНЫЙ, гендиректор Большого Московского цирка:

- Доводилось спасать свою машину - в полночь в отделении скопилось человек 10, пришлось два часа ждать на улице. А зимой как? Выскочил в пиджаке, документы в машине - нужно ехать через всю Москву на штрафстоянку за ними. И для первого штрафа 11 тысяч рублей - много, это же ползарплаты обычного москвича.

Игорь МОРЖАРЕТТО, автоэксперт, гендиректор радио «Страна»:

- Главный плюс - движение в центре Москвы пошло. А минусы - невозможно без мучений, денежных и временных трат вызволить автомобиль. Второе - непрозрачность и несовременность действия системы эвакуации.

Андрей СЕВАСТЬЯНОВ, руководитель гоночной команды B-Tuning:

- Положительный момент в том, что движение стало более стабильным и не зависит от владельцев авто, бросающих их где попало, чтобы сходить в ближайший магазин. Но я бы призвал осторожнее относиться к организации зон запрещенной стоянки или платной парковки там, где это создает большие неудобства для людей.

Олег АМОСОВ, председатель общественного движения «Форум Такси»:

- Если машина действительно мешает, ее не может объехать троллейбус, тогда нужно эвакуировать. Но у нас система такая - лишь бы деньги собирать любой ценой. И таксистам присылают штрафы: за проезд по выделенке, хотя разрешили же, за минутную остановку, чтобы пассажира забрать.

Петр ШКУМАТОВ, координатор общества «Синие ведерки»:

- Плюс - стало меньше неправильно припаркованных машин, но он перечеркивается множеством минусов: знаки «стоянка запрещена» произвольно развешаны, забирают машины, которые легче достать, даже из спальных районов. И штрафы абсурдные, такое впечатление, что в себестоимость посчитали даже услуги секретаря и «на мороженое».

Игорь, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

- Нужно создать условия для парковки, а потом наказывать! Пусть власти обяжут застройщиков при возведении многоэтажек планировать стоянку в зависимости от количества квартир, площадки для детворы разных возрастов, «доминошницу» для пенсионеров. Тогда никто никому не будет мешать.

Гость № 7450, читатель сайта KP.RU:

- Большой плюс в том, что «тот, кто хоть раз побывал в жерновах эвакуаторщиков, кто потерял немалые деньги», уже не будет парковаться там, где парковка запрещена.

Программу "Автомобили" с автором материала слушайте на Радио "Комсомольская правда":

В ТЕМУ

Мордой в пробку

Наш колумнист об организации дорожного движения в Москве

А я опять не о дорожных работах, а об уважении к согражданам. В воскресенье мы со знакомым соскочили с Ленинградского проспекта на улицу Алабяна в надежде как обычно быстро доехать до Крылатского. Но не тут-то было (читать далее).