Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество28 июля 2015 12:25

У берегов Швеции нашли русскую подводную лодку, пропавшую сто лет назад

Уникальная субмарина «Сомъ», которую дорабатывали в Петербурге, затонула во время Первой Мировой войны [фото]
Источник:kp.ru
Субмарину спустили на воду в 1916 году. Фото: Википедия

Субмарину спустили на воду в 1916 году. Фото: Википедия

Искали корабль, нашли подводную лодку. В морской пучине у берегов Швеции водолазы из поисковой группы Ocean X Team наткнулись на мини-субмарину. Осмотрели корпус и ахнули, а «потеряшка»-то русская. Везде красуются надписи на кириллице. По всем признакам - это подводная лодка «Сомъ», затонувшая в Первую мировую войну после столкновения с шведским пароходом «Ангерманланд».

ПОЧТИ ЦЕЛАЯ

Дно осматривали дистанционным подводным модулем. Он и «нащупал» субмарину.

- Я был в восторге! – радуется глава поисковиков Ocean X Team Деннис Асберг. – Корабли в море находят часто, другое дело подводные лодки. Да еще времен Первой Мировой войны. Субмарин в то время были единицы.

Сопоставив кириллицу на корпусе и уникальность находки, шведы уверились, на дне лежит именно подлодка проекта «Сомъ».

- Развеем все наши сомнения, когда поднимем субмарину на поверхность, - говорят шведы. – Сейчас уже прорабатываем детали операции. Но процесс не быстрый, вначале потребуется тщательнее осмотреть корпус, чтобы не было пробоин. Есть угроза потерять какие-то важные детали, обстановку.

Хотя, после беглого осмотра, уже удалось выяснить, что повреждений практически нет, все люки плотно закрыты. Это значит, что вода не попала в отсеки, и все сохранилось в идеальном состоянии, будто и не прошло больше ста лет с момента столкновения. Вероятно, сохранились останки членов экипажа, полностью внутреннее устройство лодки, командирские дневники, вахтенные журналы – все, что сможет восстановить быт субмарины.

- Я получил много писем, где нас критикуют, что мы поспешно делаем выводы, - признался Асберг. - Я с таким мнением полностью согласен. Мы не можем говорить наверняка, основываясь только на фотографиях с дистанционного аппарата. Кроме подъема, хотим найти потомков погибших подводников, которые могли что-то знать. Поднимем архивные документы, которые подтвердят нашу версии.

Дно осматривали дистанционным подводным модулем. Он и «нащупал» субмарину. Фото: Ocean X Team

Дно осматривали дистанционным подводным модулем. Он и «нащупал» субмарину. Фото: Ocean X Team

ИЗ ПЕТЕРБУРГА ВО ВЛАДИВОСТОК И ОБРАТНО

Мини-подлодку проекта «Сомъ» построили в Америке, по проекту Джона Филипа Голланда в 1901 году. Далее тайно ее доставили в России на доработку. Усовершенствовали ее на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Причем в условиях такой секретности, что современным спецслужбам даже и не снились: работы велись в закрытых ангарах, рабочим оформляли специальные допуски, испытания проводили только по ночам, естественно, не белым.

Потом субмарину отправили воевать с японцами.

- До Владивостока подводная лодка добиралась на поезде, - рассказал «Комсомолке» начальник отдела хранения информации Российского государственного архива Военно-морского флота Алексей Емелин. - Там ее вывели в море на боевую службу. И там она действительно отличилась. Пошла в атаку не на грузовое судно, а на японский эсминец! До этого экипажи лодок так никогда не рисковали. Впрочем, японцы испугались и от боя уклонились.

Самое смешное, рассказывает Емелин, что лодка этого проекта была, мягко скажем, не инновацией. И в бою, скорее всего, погибла бы. Но японские моряки этого не знали.

- Субмарина была устаревшей даже в момент ее создания. Вести бой с таким вооружением не могла. Одна торпеда в цель и сразу «бежать», - смеется Алексей Емелин. – Так что вся эта завеса тайны на доработке и испытаниях была лишь фикцией. Тем более что по правилам ведения боя в то время субмарина обязана была всплывать, делать предупреждение вероятному противнику и только потом начинать стрелять. Зато в разведке «Сомъ» незаменим, но и только.

К началу Первой мировой субмарину перекинули на Черное море, где экипаж занимался боевым патрулированием. А потом на Балтику. Там «Сомъ» и погиб, при столкновении со шведским пароходом «Ангерманланд». Вместе с ней утонули два офицера и шестнадцать членов экипажа.

Сопоставив кириллицу на корпусе и уникальность находки, шведы уверились, на дне лежит именно подлодка проекта «Сомъ». Фото: Ocean X Team

Сопоставив кириллицу на корпусе и уникальность находки, шведы уверились, на дне лежит именно подлодка проекта «Сомъ». Фото: Ocean X Team

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

- Существует официальная версия гибели «Сома». Однако, это лишь позиция шведского правительства, основанная на словах капитана парохода, - утверждает Алексей Емелин. - Есть вероятность, что это пароход пошел на таран. С учетом разницы в размерах, это могло произойти запросто.

Показания по происшествию на море давал капитан парохода. Он утверждал, что заметил перископ над водой, потом он начал резко приближаться, подлодка врезалась в левый борт корабля.

- Очень странная история. Конечно, мог командир лодки не рассчитать расстояния и столкнуться по случайности, но время тогда было такое, что верить этому я бы не стал, - поясняет Емелин.

Спецы из Ocean X Team тоже сомневаются, в том, что лодка погибла по ошибке. И готовятся к исследованиям корпуса. При этом очень переживают, что им не звонят и не пишут российские специалисты.

О субмарине специалисты и раньше знали практически все, а теперь появился шанс увидеть ее саму

О субмарине специалисты и раньше знали практически все, а теперь появился шанс увидеть ее саму

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КОМПЕТЕНТНО

Председатель петербургского Клуба моряков-подводников Игорь КУРДИН:

- Такие находки всегда интересны. Но меня настораживает внешний вид подлодки, которая слишком хорошо сохранилась за сто лет. Я видел много материалов обследования подлодок, погибших гораздо позже. У всех корпуса полностью обросли. А эта субмарина, как новая. К тому же по имеющимся кадрам нельзя точно установить, какой это тип подводной лодки. Можно только сказать, что к России она отношение имеет. И то только из-за кириллицы на борту.

ИНТЕРЕСНО

На основе "Сома" позднее разработали шесть подводных лодок - "Щука", "Пескарь", "Стерлядь", Белуга", "Лосось", "Судак". Все их в 1918 году захватила Германия. Затопили субмарины в 1919-м.

СПРАВКА «КП»

Подводные лодки времен Первой мировой войны, действительно, находят очень редко. У берегов Великобритании в июне 2013 года обнаружили целое «кладбище» немецких подводных лодок.

В 2014 году Эстония заявила, что у берегов острова Хийумаа наткнулись на уникальную российскую подводную лодку «Акула», которую создали в Кронштадте. Но последний случай до сих пор не подтвержден, субмарина пострадала от взрыва мины, корпус довольно сильно пострадал.

ТТХ

«Сомъ» - торпедная подводная лодка.

Длина - 19,3 метра.

Ширина - 3,6 метра.

Водоизмещение - 120 тонн

Наводная скорость - 8,5 узлов или 15,7 километров в час.

Подводная скорость - 6 узлов или 11 километров в час.

Глубина погружения - 30 метров.

Экипаж состоял из 22 человек.

Спущена на воду 2 июня 1901 года, выведена из состава флота 10 мая 1916 года.