Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество6 октября 2015 18:40

Табун породистых лошадей может замерзнуть из-за нерасторопности чиновников

Под угрозой исчезновения 50 русских верховых - такие служат даже в Президентском полку [фото]
50 элитных лошадей могут погибнуть

50 элитных лошадей могут погибнуть

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

Когда-то Старожиловский конезавод напоминал скорее миниатюрный дворец: башенки с заостренными кровлями, зубцы, декоративные столбики. Проект знаменитого Федора Шехтеля! Самое место элитным лошадям. Вот уже 120 лет для русских верховых это родные стены. Но в наши дни условия здесь отнюдь не царские. В манеже рухнула крыша, конюшня вообще разваливается: стекла выбиты, стены покосились, пол пошел буграми, электричества нет. А недавно часть кровли вообще рухнула. Заводчики в панике. На носу морозы, 50 элитных лошадей остаются зимовать под открытым небом и могут попросту погибнуть. При этом быстро отремонтировать конюшню не позволяет закон. Здание конезавода - памятник. И поэтому, как ни парадоксально, гнить ему еще как минимум два года.

Быстро отремонтировать конюшню не позволяет закон. Здание конезавода - памятник. И поэтому, как ни парадоксально, гнить ему еще как минимум два года.

Быстро отремонтировать конюшню не позволяет закон. Здание конезавода - памятник. И поэтому, как ни парадоксально, гнить ему еще как минимум два года.

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

НА КРИВОЙ КОБЫЛЕ НЕ ПОДЪЕДЕШЬ

Территория Старожиловского конезавода занимает около 15 гектаров плодородной земли (в основном - пастбища, сейчас заброшенные). Стремительно ветшающее здание находится на балансе Росимущества Рязанской области. Неужели некому залатать крышу и вставить окна в конюшне?

Но к конезаводу, что называется, на кривой кобыле не подъедешь. В министерстве культуры РФ нам разъяснили: тренинг-конюшня, жилой дом, кузница и зерносклад - объекты культурного наследия федерального значения. По-быстрому залатать дыры не получится. Реставрировать надо с умом. Гастарбайтеров каких-нибудь сюда не пустят. Нужна лицензия на работы, работники со специальным допуском, план реставрации, смета... В общем, понятно, почему частная компания ООО «Дрессаж», которая владеет табуном, не спешит продлевать договор аренды. По самым скромным подсчетам, только за ремонт манежа придется выложить 62 миллиона рублей. А ведь есть еще конюшня и другие хозпостройки.

По самым скромным подсчетам, только за ремонт манежа придется выложить 62 миллиона рублей. А ведь есть еще конюшня и другие хозпостройки.

По самым скромным подсчетам, только за ремонт манежа придется выложить 62 миллиона рублей. А ведь есть еще конюшня и другие хозпостройки.

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

«НЕ ЗАБИВАТЬ ЖЕ ИХ»

Но тогда логично было бы конезаводчикам перевести лошадок в новую конюшню. Быстровозводимую, не требующую огромных вложений, не памятник, в конце концов.

- Нам не хочется покидать исторические стены, в которых создавалась порода (см. «Справку «КП» - Ред.), - объясняет начальник конюшни завода Владимир Фролов. - В прошлом году нам повезло, зима была теплой. Правда, вода у коней все равно замерзала. Теперь не знаю, как будем зимовать. А нам 50 кобыл в этом году придется туда поставить, места больше нет (недалеко от исторического здания есть две новых конюшен, но они не вмещают весь табун - Ред.). Ну, не забивать же их в самом деле?

БУМАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Но здание обветшало не за один год. Оно явно не ремонтировалось десятилетиями. Куда смотрели коневоды? Почему не забили тревогу раньше?

- Я обращался в Госдуму, в Минкультуры, в Минсельхоз. Везде - одни обещания, а воз и ныне там, - сетует Владимир Демин, завкафедрой коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - Мне лошадей жалко, погибнут они в этой конюшне. А порода уникальная, она составляла славу нашей страны! Мы столько сил и средств вложили в ее возрождение. А теперь что, никому это не надо?

50 элитных лошадей остаются зимовать под открытым небом

50 элитных лошадей остаются зимовать под открытым небом

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

Местные власти говорят, что о проблеме знают. И в Москву о ней докладывали.

- Все в курсе тяжелого положения этого культурного объекта, - рассказал «КП» глава администрации Старожиловского района Рязанской области Александр Татарников. - Власти региона обратились в минкультуры России с заявкой о включении Старожиловского конезавода в федеральную целевую программу «Культура России». Если объект получит поддержку на федеральном уровне, то, конечно, будут и средства на ремонт.

Правда, чиновники не скрывают: бумажный процесс может занять пару лет. И еще не факт, что федералы заявку примут.

Конюшня вообще разваливается: стекла выбиты, стены покосились, пол пошел буграми, электричества нет

Конюшня вообще разваливается: стекла выбиты, стены покосились, пол пошел буграми, электричества нет

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

А В ЭТО ВРЕМЯ

У начкона Фролова, с первых дней участвовавшего в возрождении русской верховой, есть своя маленькая мечта. Не мечта даже - надежда:

- Около 20-ти наших лошадей служат в Кавалерийском эскорте Президентского полка. Мы и дальше могли бы поставлять лошадей. Зачем покупать немецких, когда у нас свои не хуже? Можем и растить, и выездке учить на нашем заводе, создать бы обучающий центр.

СПРАВКА «КП»

Как появилась порода?

Биография у русской верховой трудная. До Революции порода называлась орлово-ростопчинской по именам титулованных создателей — графа Орлова-Чесменского и графа Ростопчина. Портрет Сметанки, жеребца, основавшего род, до сих пор украшает стены конезавода. Кстати, Орлов купил Сметанку за колоссальные по тем временам деньги — 60 тысяч рублей. В 1917-м году большевики решили: не по рабоче-крестьянски как-то именуются лошадки и переназвали породу в русскую верховую. Революция и гражданская война основательно подкосили лошадиный род. Но самый страшный удар пришелся на время Великой Отечественной. Все поголовье погибло, когда Старожиловский эвакуировали на восток. Немцы стояли в сотне километров от деревни. Спасать лошадей решено было своим ходом. Железную дорогу вовсю бомбили. Вот и повели табуны в сторону Урала. Но на пути была широкая Ока. Сколько могли, лошади и жеребята гребли. Но начали тонуть. Лишь часть выбралась на сушу. На берегу начался налет с воздуха, выжили лишь несколько лошадей. Порода фактически исчезла.

Такие служат даже в Президентском полку

Такие служат даже в Президентском полку

Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

Но с 1978 года группа селекционеров Тимирязевской сельхозакадемии занималась восстановлением русской верховой. Спустя 20 лет добились успеха. Более того, возрожденная порода получила четкую специализацию — выездка и конкур, самые сложные и красивые дисциплины конного спорта.

Здание Старожиловского конезавода было построено в конце XIX века известным меценатом бароном фон Дервизом по проекту Федора Шехтеля специально для содержания лошадей элитных пород.