Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика6 октября 2015 22:00

Лазурный берег – 2015: миллиардеры разбежались

А миллионеры показали французам "кузькину мать"
Здесь проходят балы, выставки, скачки, заезды «Формулы-1», концерты, фестивали и прочие великосветские мероприятия. Фото: фотобанк Лори.

Здесь проходят балы, выставки, скачки, заезды «Формулы-1», концерты, фестивали и прочие великосветские мероприятия. Фото: фотобанк Лори.

«Балов нет, никого нет, миллиардеры перебрались на Сардинию и там замаскировались под дачников», - вот такие упаднические вести доносились до Москвы с Лазурных полей все лето.

«Но кто-то же остался на районе?!» - бормотала себе под нос автор этих строк, в сентябре отправляясь проведать бывший вип-заповедник. По приезде обнаружилось: знаменитый «Бал цветов» Андрея Фомина, к которому стягивался в августе светский сезон, не состоялся. Говорят, спонсоров не нашли. А может, просто взяли паузу? Вы нам санкции, а мы вам дулю. Фиг вам, а не русский народный Le Bal Des Fleurs.

Как бы то ни было, лишившись флагмана, великосветская жизнь расслабилась и размазалась по лету, будто по бутерброду масло. Однако довольно толстым слоем.

Самые преданные фанаты – франкофоны и франкофилы – образовали свой круг, и исступленно предались культурным развлечениям. Причем их охватила небывалая в этих краях интеллигентность. Привычный коктейль – балет-опера - был укреплен весьма оригинальными ингредиентами. Но обо всем по порядку.

Первым делом, 16 июня, открылись Русско-французские гастрономические сезоны в Монте-Карло. Нынешний год – год России в Монако, оттого посвящены они были 175-летию Петра Ильича Чайковского, который наверно любил покушать. Почетными гостями на гала-ужине сидели первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по культуре, Елена Драпеко и художник Михаил Шемякин.

Как заведено, шеф-повара упражнялись в своем изящном искусстве, но матери-истории этот фестиваль запомнится не хлебом. А тем, что монегасков научили играть… в «Что? Где? Когда?».

Из России прибыли знатные знатоки – Алексей Блинов, Григорий Гусельников и Борис Крюк (который вел представление). Они сами не играли, но привезли самое главное – волчок. В Монако – ни одного нормального волчка! Даже в казино. Страшно представить, что было бы, если б они его не взяли.

Играть засели в старинном, знаменитом «Отеле де Пари».

Поделились на три команды: сборная правительства во главе с Анри Фиссором (послом по особым поручениям при государственном министре Монако), сборная местных россиян и команда клуба «Европа», состоявшая в основном из швейцарских бизнесменов.

Устроено все было иначе, чем по телевизору: команды по очереди занимали стол и сидели до первого неправильного ответа.

Учить народ в Монте-Карло интеллектуальным играм приехал известный знаток Алексей Блинов.

Учить народ в Монте-Карло интеллектуальным играм приехал известный знаток Алексей Блинов.

Фото: Наталия НЕЧАЕВА

«Вопросы телезрителей» организаторы составили заранее, игра шла по-русски, с блистательным переводом на французский язык.

А русской команде блеснуть не удалось. Хотя казалось бы: в нее входил миллионер Василий Клюкин, бывший банкир, ныне архитектор и домовладелец, миллионер-винодел Алексей Дмитриев и другие умнейшие люди (видали вы вообще дураков среди жителей Монако?).

Всех надрали швейцарцы: хрустальную сову из рук Блинова получил член клуба Азамат Рахимов, докторант Женевского университета. Везде наши люди.

Вопросы вертелись вокруг общечеловеческих ценностей: география и всемирная история. Особенно всем понравился вопрос про Диснейленд. Но что там про него спрашивали, все позабыли.

Не только в области «Мистралей»…

25 июля в «Аудиториуме Ренье III» наливали с поздней ночи до 10 утра. Гала-вечер, посвященный выставке «Русские сны» художника Георгия Шишкина – прошел в такой душевной международной обстановке, как будто нет в нашем мире этой противной, склочной высокой политики. Только высокие отношения. На трех этажах Аудиториума расположилась выставка Шишкина – официального любимца князя Альберта Второго. На фоне трехметровых портретов Робера Оссейна, Жерара Депардье, Олега Видова, Сергея Безрукова – развернулся мини-фестиваль дружбы народов.

Прибыла делегация из двадцати очаровательных японских бизнес-леди. Бельгийский граф Тамен де Ловенфосс, ее королевское высочество принцесса Анжела фон Гогенцоллерн, принц де Монтенегро из Черногории (не ищите эти имена в русском «Гугле» - не найдете, это чисто местные европейские товарищи). Последний признался, что он большой поклонник гастрономии.

А поклоняться было чему в избытке: организатор вечера – Елена Жоли, этническая москвичка, французская писательница, в прошлом году издала книгу в соавторстве с Жераром Депардье «Русская кухня под французским соусом». Событие сделало много шума, к Елене устремились производители деликатесов.

Из Петербурга на суаре прибыла красная и черная икра, с Сицилии – сыр, фуагра – из местных запасов. И вино лилось рекой. 75 бутылок прислали итальянские поклонники. Главный фурор произвел уже упомянутый Алексей Дмитриев. Этот щедрый владелец винодельческого хозяйства (в просторечии – «Шато ля Мартинет») предоставил 72 бутылки розового под названием «Aurore sur la Moskova» («Заря над Москвой»). Носители французского языка немного пошутили, что «Aurore» похоже на «horreur» («ужас» - авт.). Не обошлось и без водки. Французские спонсоры показали: мол, мы не только «Мистрали» можем - и дали на бал «беленькую» под названием «Барон» - в бутылках в виде мужика с усами.

Гвоздем суаре стала Люси Л’Арт – молодой русский дизайнер, которая представила свою первую коллекцию украшений из драгкамней. Автору этих строк удалось выяснить происхождение загадочной дебютантки: под псевдонимом Л’Арт скрывается племянница Романа Аркадьевича. Абрамовича.

Музыкальную часть вечера обеспечил – внимание! – друг отца Майкла Джексона, певец Алан Ланди. Ожидались великие старички: Пьер Ришар и Поль Бельмондо. Но из Парижа не доехали из-за ужасной жары, охватившей Францию в июле.

Не обошлось и без привычного шоу: дамы в платьях из цветов. Фото: svoiludi.ru

Не обошлось и без привычного шоу: дамы в платьях из цветов. Фото: svoiludi.ru

«Грушинка» в Монте-Карло

На этом сенсации не кончились. Только Монако успело перевести дух после клуба знатоков, как в начале сентября порт Эркюль озарился огнями легендарного барка «Крузенштерн», четырехмачтового чудовища, построенного в 1926 году.

«Все боялись, как он вообще поместился в наш порт?!» - говорят монегаски с ужасом и восторгом. Да уж, Монако малюсенькое, Крузенштерн – огромный. А привез он – не падайте, пожалуйста – звезд Грушинского фестиваля. В Монте-Карло – вместо Самары – в этом году угодили: Леонид Сергеев, Лариса Брохман, Роман Ланкин и мегазвезда бардовской песни Тимур Шаов.

Маленький просчет организаторов – бесплатный вход в театр форта «Антуан».

Разве можно такое шедевральное событие делать нахаляву там, где самый дешевый концерт – 10 евро с носа? Мы понимаем ностальгию по бескорыстию, мы ее горячо приветствуем. Но здесь так не принято. «Публики было мало, - рассказывали мне приятельницы, - бесплатно, значит, непрестижно». А Шаов был прекрасен. и «Девять граммов сердца» бесподобны.

Бал номер один

В отсутствие Фоминского детища, «Бала цветов», статус события номер один приобрела «Симфония цветов» Татьяны Тридворновой, которая блистательно закрыла сезон на вилле Эфрусси-Ротшильда 23 сентября. В прежние годы выступали «Виртуозы Москвы», пианист Денис Мацуев, виолончелист Борислав Струлев, в этом году – бесподобное трио солистов «Мариинки». Традиционное дефиле в платьях из живых цветов от Tridvornova Art Buro, символ русского Лазурного Берега – завершило вечер. Ведь это дефиле – как телевизор в доме. Раз не сломалось, значит, все нормально, живем пока.

Едва автор этих строк вошла под своды виллы Эфрусси-Ротшильда, как тотчас меня представили княгине Анжеле фон Гогенцоллерн. "Вы говорите по-английски?" - услышав, что да, она задвинула речугу про связи дома Гогенцоллернов с Романовыми. Какой царь каким прадедушкой ей приходится, я не запомнила, потому что меня загипнотизировало ее лицо – славное. А потом мы пошли фотографироваться. И ни разу она не скорчила противной рожи, не показала мне мое место, как это любят делать русские локомотивы "Татлера", все эти богини из Жмеринки, начитавшиеся Дюма. Я вспомнила свое столкновение - двухлетней давности - с одной страшно великосветской русской дамой. Меня ей представил наш общий приятель. Послушав пару моих комплиментов и лучезарно улыбнувшись, она вдруг изобразила на лице холодность (из Дюма она знала, что так надо показывать, мол, аудиенция окончена). «Хлопочет лицом» - есть такое театральное выражение про актеров небольшого дарования.

В общем, избавление от лишних людей, как от лишних кило, пошло на пользу прекрасному Лазурному берегу – и это очень заметно. Я больше, чем в прошлые годы, практиковалась во французском. Хотя это не главное.

Когда ослаб трафик из России, местные «наши все», наконец, почувствовали себя «понаостававшимися», почти коренными. В Монаковке и окрестностях – мощнее, чем когда-либо – проступили черты Москвы. И с провинциальным размахом. У нас тут скромные виртуальные флешмобы по девяностым – а у них целые марафонские заплывы в счастливое прошлое. Вспоминают, добирают, наслаждаются. Грушинка, знатоки… Неровен час, театр Петросяна выпишут. А что? Очень может быть. Подождем следующего сезона.

СПРАВКА «КП»

Русский высший свет облюбовал Лазурный Берег еще в конце XIX века. В 1888 году Ги де Мопассан писал про французские Канны (они совсем рядом с княжеством Монако): «Принцы, принцы, всюду принцы». В начале XX века свою балетную труппу на «Русские сезоны» сюда привозил великий Сергей Дягилев.

Сейчас вместо принцев и князей на лазурное побережье приезжают отечественные бизнесмены, деятели шоу-бизнеса и просто туристы побогаче. Кто совсем побогаче - приплывает на своей яхте.

Здесь проходят балы, выставки, скачки, заезды «Формулы-1», концерты, фестивали и прочие великосветские мероприятия. Толстосумы меряются роскошью и играют в знаменитом казино, девушки на пляжах рыскают в поисках богатых женихов и голливудских знаменитостей.

2015 год был объявлен в Монако Годом России. Но это не спасло: летом на Лазурный Берег приехало в два раза меньше российских туристов, чем в прошлые годы.