Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды17 ноября 2015 22:00

Михаил Козаков бежал со съемок со словами: «Старуха-графиня меня убьет!»

18 ноября театральному режиссеру Андрею Житинкину исполняется 55 лет
Театральному режиссеру Андрею Житинкину исполняется 55 лет

Театральному режиссеру Андрею Житинкину исполняется 55 лет

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Две пятерки - хорошая мистическая цифра, - утверждает Житинкин, который про театральные приметы и мистические совпадения знает все. - Неслучайно премьеру в театре как правило назначают на 5-й спектакль». Вот мы и релиши поговорить с Андреем Альбертовичем о мистике.

ЗЕРКАЛО ВСПОМНИЛО ГУРЧЕНКО

- Постановка «Поле битвы после победы принадлежит мародерам...» в театре Сатиры с аншлагом шла12 лет, хотя репетиции начались мистически и чуть не сорвали весь проект. На первой же встрече с артистами (в главных ролях были Людмила Гурченко и Александр Ширвиндт) вдребезги разбилось гримировальное зеркало. Это, как известно, очень плохая примета. Я предложил отменить репетицию. «Ничего отменять не будем, - рассмеялась Гурченко. - Театральные приметы работают наоборот не так как в жизни. И вообще это зеркало меня вспомнило». И она рассказала историю, которая произошла с ней этой на сцене много лет назад.

Ее друзья, тогда еще «мальчишки»: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин уговорили ее перейти в труппу театра. Гурченко пришла показываться худсовету. Собрался весь «иконостас» во главе с худруком Валентином Плучеком. После выхода кинокомедии «Карнавальная ночь» Гурченко была мегазвездой. Но когда вышла на сцену, развернула свой баян и начала играть, петь, плясать блистательно, как она это умела, весь худсовет слушал ее без единой эмоции. Особенно женская часть труппы сидела с каменными лицами. Гурченко выступала в абсолютной тишине. Она остановила выступление, почувствовав настроение зала, и со сцены ушла под стук собственных каблуков. Всему виной - ревность со стороны актрис, которые обоснованно увидели в Гурченко конкурентку. И когда много лет спустя она играла в моем спектакле «Поле битвы ...» - это был реванш за тогдашнее ее поражение. А разбившееся зеркало вспомнило ее фиаско. Хотя она вернулась в театр победительницей.

АРОСЕВА НЕ БРАЛА НОЖ

- Ольга Александровна Аросева была темпераментна не только на сцене, но и в жизни. На репетициях с ее участием летали искры. Мы репетировали спектакль «Идеальное убийство». Там детективный сюжет - героиня Аросевой расследует убийство своего босса. И вдруг в одной из ключевых сцен Ольга Александровна категорически отказывается брать в руки нож. А по сюжету очень важно его показать. На этой эффектной сцене заканчивается первый акт. Зритель уходит в буфет заинтригованный. Все это я объяснил Аросевой, но она ни в какую. «Считайте, что это моя примета, - потом объяснила она. - У меня есть личные причины. Вы даже не можете представить, какие чувства я испытала, когда уничтожали моих близких (в 1937 году отца Ольги Аросевой арестовали и через год расстреляли - ред.). Поэтому ни в кино, ни на сцене я никогда не беру в руки орудия убийства».

Есть спектакли, за которыми тянется мистический шлейф. Не каждый актер согласится играть, например, в «Пиковой даме». Актер и режиссер Михаил Козаков мечтал да так и не смог снять фильм по Пушкину. Козаков буквально бежал со съемочной площадки со словами: «Старуха-графиня меня убьет!». Она ему снилась, приходила ночами. И это наваждение закончилось весьма печально: Козаков попал в клинику неврозов, хотя съемки фильма были в разгаре, сшиты костюмы, огромные траты на пленку, репетиции... Срыв производства картины был чреват большими неприятностями. Но врачи поставили Козакову диагноз, что позволило без скандала закрыть картину и списать уже потраченные деньги. Пожалуй, это был единственный случай, когда Михаил Козаков сорвал съемки. В работе он был очень дисциплинирован. И вот когда я решил ставить «Пиковую даму» в Малом театре, я легкомысленно подумал, что история Козакова - это частный случай. На роль графини предложил Веру Кузьминичну Васильеву, которая к предрассудкам относится с юмором. Все шло хорошо... Но однажды на спектакле она наступила на собственное платье, упала на ровном месте и вывихнула руку. Из последних сил, превозмогая боль, Вера Кузьминична доиграла спектакль, но выйти на поклон уже не смогла. Мистика это или просто случайное совпадение - судите сами.