Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Звезды16 ноября 2015 22:00

Нимфа-гарпия и «кастрация» фрески: шедевры, которые испортила реставрация

Иногда после восстановительных работ произведения искусства выглядят только хуже. Или от их первозданного вида остается совсем немного.
Над нимфой реставраторы просто надругались - зачем было превращать в "степную бабу", так никто и не понял.

Над нимфой реставраторы просто надругались - зачем было превращать в "степную бабу", так никто и не понял.

Фото: Александр ГЛУЗ

На днях все внимание общественности в Петербурге оказалось приковано к «дому печального ангела». Точнее, к одной из нимф на барельефе. У нимфы музыки – прекрасное, нежное лицо с огромными печальными глазами. Было. Теперь ее истинный облик можно увидеть только на старых фотографиях. В 2010 году после очередной реставрации нимфа превратилась в «степную бабу» - опухшее существо, больше похожее на гарпию, нежели на богиню. А ведь это не единственный «шедевр», подпорченный ремонтом – только в Петербурге десятки барельефов оказались искажены после вмешательства горе-реставраторов. Мы вспомнили самые громкие скандалы из мира высокого искусства.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Ценители считают, что от оригинальной работы да Винчи после реставрации осталось крайне немного. Фото: dailymail.co.uk

Ценители считают, что от оригинальной работы да Винчи после реставрации осталось крайне немного. Фото: dailymail.co.uk

Реставрация этой фрески длилась 21 год – с 1978-го по 1999-й. К тому времени, как начались работы, от шедевра да Винчи уже почти ничего не осталось: и материалы мастер выбрал недолговечные, и обращались с фреской последние 500 лет как попало. То камнями закидывали, то глаза апостолам выцарапывали, здание, где она нарисована, даже бомбили.

За ответственное дело восстановления шедевра взялась команда мастеров под руководством Пинин Брамбиллы Барчилон. В итоге заявили, что удалось сохранить лишь треть оригинальной росписи кисти Леонардо. А знатоки искусства хватались за сердце, утверждая, что реставраторы до неузнаваемости исказили цвета, краски, и даже лица изображенных на картине фигур. «Обнаружен лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески», - резюмировали критики.

«Се Человек» Элиаса Гарсиа Мартинеса

Знакомьтесь, Картофельный Иисус. Фото: архив "КП"

Знакомьтесь, Картофельный Иисус. Фото: архив "КП"

Фреска Ecce Homo на стене церкви в испанском городке Борха всегда привлекала к себе толпы туристов. А в 2012 году стала привлекать еще больше. Все потому, что одна добрая прихожанка решила подкрасить облупившуюся икону с ликом Христа. Намерение благое, которое, в полном соответствии с народной мудростью, привело ее прямиком в ад: художницей женщина отнюдь не была. Ее творение немедленно окрестили «Пушистым Иисусом». Или даже «Картофельным». Да что там, лик Христа сравнивали с мохнатой обезьяной. Старушка и сама расстроилась, что испортила шедевр. Но нет худа без добра. Народ так повалил к Картофельному Иисусу, что туристов стали пускать к фреске за деньги. Брали всего 1 евро с каждого, но этого хватило, чтобы спасти город от экономического краха. Кстати, услышав об этом, пенсионерка-вандал потребовала свою долю выручки.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи

Слева - до, справа - после. Почувствуйте разницу. Фото: dailymail.co.uk

Слева - до, справа - после. Почувствуйте разницу. Фото: dailymail.co.uk

Полотно великого художника реставрировали в 2011 году – на тот момент картине исполнилось 500 лет. После того, как его отмыли от многолетних наслоений сажи и пыли, убрали следы предыдущих реставраций, цвета на картине изменились до неузнаваемости. К примеру, одеяние Мадонны из темно-зеленого стало ярко-голубым. Эксперты заявили, что картину чересчур высветлили и вообще исказили замысел мастера. Мол, он картину долго дорабатывал, а реставраторы смыли все до первоначального слоя.

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Вместе с налетом древности улетучилось и обаяние фрески. Фото: dailymail.co.uk

Вместе с налетом древности улетучилось и обаяние фрески. Фото: dailymail.co.uk

Тоже не самая быстрая работенка – пятисотлетнюю фреску восстанавливали 14 лет. И снова результат не понравился критикам. Цвета получились яркими, мажорными. Исчезла черная обводка, добавлявшая контраста. Зато фрески стали будто светящимися. Но эксперты радостных оттенков не оценили и заявили, что и здесь замысел мастера исказили. Будто кто-то знал, как она выглядела изначально.

Фреска «Древо плодородия»

А вот сейчас самое время убрать детей от мониторов. Хотя... Это все-таки искусство. Фото: dailymail.co.uk

А вот сейчас самое время убрать детей от мониторов. Хотя... Это все-таки искусство. Фото: dailymail.co.uk

Эту фреску мы приберегли на сладкое. Автор «Древа плодородия», изображенного на стене средневекового дворца в итальянской Тоскане, неизвестен. Известно только, что она очень старая – ей более 750 лет. Изображено на ней, разумеется, дерево. С плодами. А под ним – женщины, которые ждут, когда же плоды созреют и упадут. Вот эти самые плоды при реставрации в 2008 году закрасили. А все потому, что росли на дереве… пенисы. А в то время в Европе царили явно ханжеские настроения: со старинных статуй эти части тела сбивали, в лучшем случае – прикрывали, на картинах закрашивали. Вот и тут детородные органы не пережили вмешательства реставраторов. Как заявили искусствоведы, фреску попросту «кастрировали». Странно только, что закрасили не все пенисы. Некоторые все же уцелели и застенчиво выглядывают из-под листвы.