Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество14 мая 2016 15:30

Автомобиль есть? А если найду?

Родителей насторожил массовый опрос учеников, проведенный в московских школах
Детям раздали именные анкеты, на все вопросы которых попросили дать ответы

Детям раздали именные анкеты, на все вопросы которых попросили дать ответы

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Родителей московских школьников обеспокоил опрос, который на днях прошел в некоторых учебных заведениях. Мам и пап смутило, что в анкетах, где указывались имя и фамилия ребенка, надо было написать, есть ли в семье автомобиль, посудомоечная машина или видеокамера:

«Раздали именные анкеты, на все вопросы которых попросили дать ответы. Некоторые вопросы вызывают у меня сомнения в своей корректности (законности): "какое образование у матери", "должность отца", "имеет ли он документ об учёной степени или окончании ВУЗа" и "чем он занимается на работе", "сколько в семье (один, два, три и более) мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров, автомобилей". Интересует составителей анкеты наличие "в личной собственности" таких предметов, как "спутниковая антенна, цифровой фотоаппарат или видеокамера, посудомоечная машина(!), домашний кинотеатр», - рассказывает Алексей, папа одного из учеников.

Фото: Андрей Тарабров

Фото: Андрей Тарабров

Оказывается, в школах сейчас проходит исследование грамотности 15-летних подростков, которое организовал Департамент образования и Московский центр качества образования. Вопросы для анкеты были взяты из стандартной анкеты аналогичного международного исследования PISA, которое оценивает грамотность школьников по всему миру.

- Вопросы о семье учащихся вполне стандартны в рамках подобных исследований. На них отвечают и в Финляндии, и в Сингапуре, - комментирует Андрей Захаров, замруководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. - На основе ответов на вопросы о том, какие вещи есть дома, генерируется индекс благосостояния семьи и индекс социально-экономического статуса. Образование родителей и количество книг дома говорят о культурном капитале семьи. Все это важные факторы, связанные с уровнем грамотности ребенка. Они в частности, позволяют увидеть, насколько в разных странах различается доступ к образовательным ресурсам для детей из семей с разным уровнем благосостояния или культурного капитала. Также без учета этих факторов сложно оценить вклад школы в образовательные результаты детей.

Фото: Андрей Тарабров

Фото: Андрей Тарабров

Получив эти данные, исследователи потом смогут сказать – правда ли, что у родителей с высшим образованием дети лучше читают и решают задачи? Лучше ли учатся ребята из более обеспеченных семей? И может ли школа как-то снизить эту разницу? И именно одинаковые для всех стран вопросы позволяют потом сравнивать образование в разных странах.

Другой момент, который обеспокоил родителей – это то, что вместе со всеми этими данными необходимо было указать фамилию ребенка. Это же мечта для грабителей!

- Гарантии, что данные будут анонимизированы, нет никакой. Тем более в нашей стране, где любую базу данных можно купить на каждом углу! – переживают мамы и папы.

- Все данные, с которыми работают аналитики, обезличены - это международный стандарт, - объясняет Андрей Борисович. - В базах данных каждому ученику присвоены идентификационные номера самого ученика, его школы. Нет ни имен, ни названий учреждений, ни улиц. Узнать, кто именно стоял за ответами на вопросы, невозможно.

Фото: Андрей Тарабров

Фото: Андрей Тарабров

В подобных исследованиях фамилия и имя ребенка используются только для того, чтобы ученику было проще получить свою собственную анкету.

- Фамилия и имя ребенка написаны на тетради с вопросами, чтобы облегчить идентификацию, - объясняет Юлия Корешникова, аналитик Международной лаборатории анализа образвоательной политики, наблюдатель другого международного исследования - качества чтения и понимания текста PIRLS. – Учитель называет фамилию ребенка, тот поднимает руку и получает свою тетрадь. Искать всех по идентификационному номеру было бы слишком долго и сложно! Затем титульный лист с ФИО просто отрывается, и используются только идентификационные номера – они указаны на каждой странице.

Так что переживать насчет того, что данные попадут не в те руки, не стоит. Конечно, этот опрос проводится только добровольно, так что желающие смогут отказаться отвечать на вопросы. Но для исследователей важно получить как можно более полную картину, чтобы сделать более точные выводы. А это потом поможет улучшить качество образования в наших школах.