Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество7 сентября 2016 22:00

«Скинемся дружно на нужды класса!»: Как бороться со школьной коррупцией?

Обозреватель Владимир Ворсобин на Радио «Комсомольская правда» поговорил о поборах в учебных заведениях с президентом Центра экономической политики и бизнеса Еленой Румянцевой
Фото: Олег УКЛАДОВ/«КП» - Барнаул

Фото: Олег УКЛАДОВ/«КП» - Барнаул

- Елена Евгеньевна, вы автор научных работ по редчайшей теме - коррупция в школах. Неужели она и там есть?

- Конечно. Хотя некоторые школы декларируют на своих сайтах меры: дескать, если вымогают деньги - звоните по таким-то телефонам, большинство директоров школ противодействуют коррупции.

- Если верить опросам общественной организации «Москонтроль», в Москве семья ученика в среднем платит школе от 20 до 30 тысяч рублей в год. У нас примерно 1 миллион учеников. Значит, это 20 - 30 миллиардов родительских денег? Притом что из бюджета города выделяется 180 тысяч рублей в год на каждого ученика. А теперь представим - родителям предлагают скинуться и отремонтировать класс. Это коррупция?

- Если это предложение не основывается на приказе директора, на норме закона и озвучивается просто в устном порядке - то это прямое нарушение, можно сказать, даже мошенничество.

- Почему? Разве деньги не пойдут на ремонт?

- В 90-х, когда школы бедствовали даже в Москве, такая практика оправдывала себя. Маленькие зарплаты, недофинансирование. Но сейчас ситуация сильно изменилась. Почему небогатые семьи должны еще что-то доплачивать?

- На школьные поборы есть прямой законодательный запрет. Запрещено брать с родителей деньги на ремонт, учебники, покупку мебели, замену окон, благоустройство территории и т. д. Но берут. Может, школам объективно не хватает финансирования?

- Возможно. Школы неравномерно финансируются. Или администрация попросту сэкономила. Провела копеечный ремонт - покрасила масляной краской стены, а на все остальное махнула рукой - родители сделают. Можно сказать, что это халатность. Но специалисты давно говорят о неприметной, тихой коррупции. Когда образовательные учреждения проедают финансирование без какого-либо видимого эффекта.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

«Записывайте сцены вымогательства»

Разбираем сигналы родителей.

Юлиана:

- Я звоню из Калининграда. Почему с нас берут выплаты на нужды класса? Мы платим каждый месяц за охрану, ремонт и т. д. Это бешеные деньги. Мне интересно, на каком основании?

Елена Румянцева:

- Какие-то школы борются с поборами сами, изучают нормы права, а какие-то - привычны к мошенническим схемам, к нарушению закона. И даже если администрацию школы уволят, думаю, родителям не будет легче. Деньги-то уже потратят. Поэтому надо реагировать мгновенно (см. «Куда жаловаться»).

Владимир Ворсобин:

- Вот мне, бывшему педагогу, было бы совестно брать деньги со СВОИХ учеников.

Румянцева:

- Тут другой момент - иногда учитель определяет свою программу обучения и навязывает свою программу подготовки детям. Она может быть нежизнеспособна и лишь на 20% отвечать требованиям ЕГЭ. То есть учитель может на бесплатных уроках использовать экономный режим и фактически обманывать родителей и учеников. Увы, это пока соответствует нормам права. Но в этом случае учитель все равно мошенничает. Он не работает за свою основную зарплату и не освобождает учительское место. Это нелегальная, теневая экономика.

Петр Сергеевич:

- Я считал до сегодняшнего дня, что у нас учебники бесплатные. Сегодня приехал к дочери (школа № 18 в городе Химки), родительский комитет собирает срочно по 3 тысячи рублей для 5-го класса на учебники. Это как?

Румянцева:

- Было официальное разъяснение прокуратуры, что школа обеспечена государственным финансированием на учебники, она отчитывается за покупку учебников, полностью укомплектованы все школы в России. Поэтому школа должна выдавать эти учебники бесплатно.

Ворсобин:

- А что в Химках тогда происходит?

Румянцева:

- Я думаю, что это граничит с нарушениями норм права. Но есть нюанс. Российские учебники, которыми укомплектовывают школы, не готовят к ЕГЭ. Если уж родители по совету педагога, который готовит к ЕГЭ, скинулись на такие учебники, то я только рада таким подсказкам.

Ворсобин:

- Подождите - то есть ЕГЭ есть, а учебников к нему в школах нет?

Румянцева:

- В России это так. Потому что ЕГЭ требует больше, чем дают школы.

Нелля Петровна:

- Я была на собрании, где учительница ясно сказала: не соберем деньги и не отправим в департамент образования - ничего не дадут на ремонт школы. И мы собрали.

Румянцева:

- Вот виртуозы коррупции! Надо записывать такие сцены на видео, чтобы оставались доказательства.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ

Если вы столкнулись в московских школах с фактами вымогательства денег, обращаться надо в Департамент образования столицы. На сайте dogm.mos.ru есть специальная форма для писем граждан. Ответ на обращение приходит в течение 30 дней, как этого требует закон.

Точно так же надо действовать и в регионах - сначала жаловаться местным властям. Если не поможет, тогда в Рособрнадзор, на сайте obrnadzor.gov.ru тоже есть форма для обращений граждан.

А КАК У НИХ?

Американцы собирают деньги. Но ненавязчиво

Надежда ШУЛЬГА

На родительском собрании в американской школе я не слышала наше привычное: «Сдаем по три тысячи рублей на нужды класса». И если кто-нибудь попробует так заявить, то сразу получит судебный иск от родителей.

Но значит ли это, что там не собирают деньги вообще? Нет. Дело в том, что они деньги не собирают, а зарабатывают. Ненавязчиво. Например, бесплатная секция по бегу в школе, в которую записалась моя дочь, устроила мероприятие с целью сбора денег на нужды бегающих. Они открыто так и объявили. Родителей, родственников, друзей и соседей пригласили прийти на школьный стадион, заплатить пять долларов и просто побегать вместе с ребятами пару часов. Итог - 4000 собранных долларов.

Хотя сдать деньги в обязательном порядке никто не просил. Просто всем родителям прислали пару веселых зазывных писем по электронной почте. Если туго с деньгами, можно было вообще не приносить.

Еще один способ - это билеты на мероприятия. Моя младшая дочь участвовала в гала-концерте из серии «Алло, мы ищем таланты». Всем зрителям на входе предлагалось сделать donations (пожертвования). Рекомендуемая сумма - 5 долларов. Кто-то опять же платил пять, кто-то сто. Были такие, кто проходил бесплатно. Но как результат - несколько тысяч долларов собраны на нужды школы за один вечер.

И самое главное, там до копейки отчитываются за потраченные деньги. Я порой устаю читать их подробные письма - что, куда и когда потрачено.

Вашингтон.

МНЕНИЕ В ТЕМУ

Нигде в мире школам не хватает бюджетных средств

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

Меня покоробило словосочетание «учительская коррупция». Я понимаю, когда коррупционером называют чиновника, ведающего распределением земельных участков. Но учителя?

Нигде в мире школам не хватает бюджетных денег. Даже в богатой Америке (см. «А как у них?»).

У нас взносы могут быть только добровольными - так гласит закон. Школьная администрация этих денег касаться не имеет права. Может быть благотворительный фонд при родительском комитете, который расходует средства и отчитывается на сайте школы: купили шторы, свозили детей на внеплановую экскурсию. Ну грех же на такие дела не дать 500 рублей (если они есть).

Но в жизни все по-другому. И по-разному. Если в столице деньги на ремонт выделяются, то за пределами МКАД ситуация совсем другая. Нужно сдать школу к 1 сентября, а у нищего муниципалитета в кармане пусто. И тогда скручивают учителей в бараний рог: «Просите деньги у родителей». Знаю один регион, где районо потребовало собрать с мам деньги на ремонт всего здания.

Есть статья за коррупцию. А есть за принуждение к ней. Вопрос: по какой привлекать честнее?