Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+1°
Boom metrics
Звезды24 ноября 2016 0:33

Еще раз про любовь? Увы, нет…

В Приморском академическом театре имени Горького состоялась долгожданная премьера «Дамы с камелиями»
Галина ОСТРОВСКАЯ
Одна из общих сцен из спектакля «Дама с камелиями». Фото: Вероника СТАХЕЕВА

Одна из общих сцен из спектакля «Дама с камелиями». Фото: Вероника СТАХЕЕВА

Наверное, больше всего создано в мире произведений о любви, и все равно каждая история человеческой страсти завораживает, притягивает, заставляет приглядываться к ней по-новому. Уж кто, кажется, не знает драмы известной парижской куртизанки времен Александра Дюма-сына - знаменитой дамы с камелиями Маргариты Готье, воспетой великим Верди в «Травиате» и сотни раз растиражированной на драматической сцене.

Режиссер ввел в спектакль часть технических моментов, например велосипед. Фото: Вероника СТАХЕЕВА

Режиссер ввел в спектакль часть технических моментов, например велосипед. Фото: Вероника СТАХЕЕВА

Какая атмосфера должна царить на сцене

Наконец, парижская красавица осчастливила и подмостки Приморского академического театра имени Горького. Хотя вот осчастливила ли - большой вопрос. Странное переложение романа представлено в пьесе Натальи Скороход. История Дюма печальная, в чем-то романтическая, но абсолютно реалистическая. Здесь же в самом начале появляется убитый горем герой и требует через полгода после захоронения эксгумации ни чем не повинного трупа бывшей возлюбленной. Но режиссеру-постановщику Андрею Лапикову и этого показалось мало, и через весь спектакль проходит странная дама в косматом седом парике, произносит не очень внятные стихи, зачем-то вкладывает дуэльный пистолет в дрожащую руку Армана…

Поверьте, и без этой седовласой дамы все было бы понятно. Как понятна идея режиссера и художника вместо столов, диванов разбросать могильные плиты, среди которых и происходит собственно все действие. Ведь то, что юная героиня смертельно больна чахоткой, ни для кого не секрет. Казалось бы, художественный образ спектакля создан. Так нет же. Сцена загромождена до предела: тут и канделябры, и перевернутые зеркала, и какие-то невнятные ткани, и памятник, и непонятно чему служащая занавеска, которую взад и вперед небрежно отодвигают герои.

Вообще, говоря проще, на сцене ведь должны царить две атмосферы: безудержного искусственного веселья в доме Маргариты и абсолютно тихой, ничем не омрачаемой любовной идиллии в уединенной деревне. Так вот, атмосферы-то как раз и нет. Ну не могут три дамы и пара кавалеров в присутствии странных персонажей, названных шансонье, представлять парижскую аристократию на балу у самой богатой и роскошной куртизанки. Да еще при этом выезжающая на трехколесном велосипеде дама победно вывозит в качестве флага белые женские панталоны. Уж чего-чего, а пошлости при всей пикантности ситуации у Дюма нет. Не говоря уже о том, что в финале Маргарита почему-то вывезет огромный белый флаг, с которым обычно сдаются врагу.

Стилистика времени выдержана

Красивые туалеты придумала художник по костюмам Ирина Миклушевская. Мне особенно понравилось дивной красоты и элегантности последнее черное платье Маргариты. Но действие пьесы охватывает несколько месяцев, и вряд ли все это время поверенная Маргариты Прюданс будет щеголять в одном и том же красивом наряде. Как, впрочем, и подруга Маргариты Олимпия.

Безупречны по стилю и универсальны декорации московского художника, лауреата премии «Золотая маска» Владимира Колтунова. Множество люстр, зеркал, колонны – элементы роскоши, приметы времени. Ведь место действия меняется - это не только театр, дворцы и богатая квартира Маргариты, но и кладбище. Главная находка - постаменты, которые отлично вписываются в разные атмосферы пьесы. Подобрать же музыку к «Даме с камелиями» - задача не из легких. У многих сюжет ассоциируется с оперой Верди. Но простое на первый взгляд решение - использовать фрагменты великого произведения - могло завести в тупик. Как спектаклю можно соперничать с оперой? Соблазна докатиться до банального мюзикла так же избежали. Правда, пришлось отступить от эпохи Дюма, перенестись в мир расцвета французского шансона. Со сцены зазвучали проникновенные, лирические, знакомые и редко исполняемые песни Жака Бреля, Сержа Гинзбурга, Эдит Пиаф.

Для режиссера-постановщика Андрея Лапикова - пьеса мелодраматическая и буржуазная. Стилистику времени удалось выдержать благодаря изысканным костюмам, декорациям. Отдельная заслуга - балетмейстера Надежды Дроздовой, и это не только сцены бала, но и работа над актерской пластикой, над каждой деталью.

В роли Маргариты Готье – Александра Аубекерова. Фото: Вероника СТАХЕЕВА

В роли Маргариты Готье – Александра Аубекерова. Фото: Вероника СТАХЕЕВА

Главное - ее величество любовь

Вот с этой линией спектакля - проблемы. Во имя чего же тогда, извините, огород городить? Юная Маргарита – прелестная, тоненькая, как тростинка, Александра Аубекерова что есть силы старается изобразить из себя никак не куртизанку (этакий вторичный вариант нашей великой Настасьи Филипповны), а приличную милую девушку. Про что же тогда дальше играть? Чем же ее, познавшую в этой жизни так много, должен был поразить в самое сердце неискушенный юноша Арман? Очевидно, той самой неискушенностью, а главное, такой силой страсти, такой чистотой и горячим желанием спасти, уберечь, сделать счастливой, с которыми она никогда не сталкивалась. Как шелуха, спадает с Армана ревность, как постепенно, как прекрасный неизведанный цветок, раскрывается сердце героини, как приходит к ним великая любовь – вот что должно было стать темой спектакля. Уж что может быть прекраснее любовных сцен в деревне, сколько игривой изобретательности можно было проявить режиссеру, как интересно могли существовать молодые актеры. Ан, не тут-то было. Все плоско, уныло, простите, скучно. А герой Ярослава Янковского похож не на влюбленного романтического юношу, а скорее на много думающего о смысле жизни Пьера Безухова. Но это уже совсем другая история.

Значит, как это ни странно, может быть спектакль о любви без любви, о страсти без страсти…

И еще. Из истории известно, что не все постановки романа на театральных подмостках были успешными, чего не скажешь о фантастических балетах на музыку Шопена, мюзиклов, ярких кинообразов. А если бы не гений Верди, о «Даме с камелиями» мир мог бы забыть. Роман Дюма слишком монументален для театра, поклонникам писателя трудно угодить. Впрочем, каждый волен составить свое мнение о новой постановке.

КСТАТИ

Спектакль «Дама с камелями» на сцене театра Горького запланирован на 2 и 18 декабря. Начало в 18.30.

ОБ АВТОРЕ

Галина ОСТРОВСКАЯ. Доцент кафедры мастерства актера Дальневосточного института искусств. Заслуженный работник культуры. Театральным рецензированием занимается 60 лет. Постоянно публикуется в центральных журналах: "Театральная жизнь" и "Страстной бульвар".

Галина Островская

Галина Островская