Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика1 декабря 2016 19:38

Советы доброжелателя новому министру экономики

Что 34-летнему Максиму Орешкину, вставшему у руля экономического развития России, надо сделать, чтоб не повторить судьбы предшественников
Кресло министра экономического развития РФ занял 34-летний Максим Орешкин. ФОТО Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Кресло министра экономического развития РФ занял 34-летний Максим Орешкин. ФОТО Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Пока попридержу свой злой язык насчет назначения очень молодого (34 года) главы Минэкономразвития. Хочу дать Максиму Орешкину добрый совет. Тем более, что Россия стоит на пороге очень серьезного экономического вызова – «трампотрясения» глобального размаха. А у нового министра нет ни малейшего опыта успешного руководства предприятием реального сектора, городом или регионом.

Итак, уважаемый Максим Станиславич, Минэкономразвития всегда было самым пустословным министерством, его доклады правительству отличались и отличаются редкостной водянистостью. Все постсоветские годы Минэко представляло из себя секту оторванных от жизни теоретиков-монетаристов с догмами Гайдара-Чубайса в голове. Не зря Владимир Путин несколько иронично уточнял у вас: как же именно вы собираетесь поднять экономику.

Что бы стоило сделать? Самое главное – восстановить связь министерства с реальной жизнью. Создать, к примеру, нормальный экспертный совет при Минэко, причем членами его сделать его не банкиров (банки в РФ до сих пор так и не научились кредитовать промышленность) и не из канцелярских «реформаторов» общего профиля, а именно из практиков-индустриалов. Из промышленников и аграриев, делом доказавших свою успешность, свои способности выводить вверенные предприятия на передовые рубежи и выходить со своей продукцией на экспорт. Подчеркиваю: тут должны быть не нефтяники-сырьевики, а именно машиностроители разных подвидов, электронщики, связисты, биотехнологии, пищевики, аграрии. Стоило бы присмотреться к Совету Торгово-промышленной палаты по промразвитию и конкурентоспособности. Тем паче, что оный совет подготовил свою программу новой индустриальной политики. Рекомендовал бы включить в совет и такого эффективного регионального управленца, как губернатора Белгородчины Евгений Савченко, сделавший из своей области очаг форсированного агропромышленного развития. Или Калужского губернатора Артамонова, превратившего свою область с нуля в центр автопрома.

Сюда же стоило включить и немонетаристских экономистов, поборников активной промышленной политики. Таких, как Глазьев и Крупнов, как Хазин и Делягин, как Кобяков и Пайдиев. Они должны разбавить монопольный синклит из патентованных либералов типа Кудрина, Чубайса и Грефа. Ибо в нынешней России те, кто обеспечил разрушение отечественных индустрии и науки (прикладной и фундаментальной) ныне почему-то учат нас, как сделать страну инновационно-развитой державой.

Такой вот Экспертный совет из практиков и трезвомыслящих при министерстве мог бы предварительно «катать» и придирчиво изучать все, что Минэкономразвития намерено предлагать правительству. Все эти прогнозы, программы и стратегии, все эти макроэкономические меры. Ибо пока вверенное вам министерство работало в основном не на экономическое развитие, а на укрепление сырьевой отсталости страны. Чем вызывало лишь матерные выражения промышленников и губернаторов.

Считаю это самым главным на сегодня. Ибо в противном случае вы рискуете повторить судьбу ваших предшественников. Стоило бы попробовать переломить тенденцию. Вы, как выпускник Высшей школы экономики, наверняка должны понимать, чем эта тенденция грозит России…

КСТАТИ

Пять цитат нового министра экономразвития: О курсе рубля, дефиците бюджета и сложных решениях

Будучи замминистра, Максим Орешкин высказывался на разные темы, касающиеся выхода из кризиса. «Комсомолка» подобрала наиболее яркие его заявления (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Минфин начинает и выигрывает

Константин СМИРНОВ

Кадровый рывок Орешкина, на первый взгляд, неожиданный – он совсем молод. Ему всего лишь 34 года и в Минфине он работал не так уж давно – немногим более трех лет. Но опрошенные «КП» эксперты полагают, что это радикальное аппаратное решение (подробности)