Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика26 марта 2017 10:41

Это жертвы … того, кого надо жертвы

Почему мир молчит о потерях при штурме Мосула, хотя при освобождении Алеппо стояла натуральная истерика
Многие западные СМИ сообщают, что в последние дни из города бежали около 200 000 человек. При этом еще 400 000 остаются блокированными в центральной части города

Многие западные СМИ сообщают, что в последние дни из города бежали около 200 000 человек. При этом еще 400 000 остаются блокированными в центральной части города

Фото: REUTERS

Операция по освобождению иракского Мосула от ИГИЛ (запрещен в РФ) на днях приостановлена после того, как в западных СМИ появились сообщения о массовых жертвах среди мирного населения. В ходе только одной из операций возглавляемой США коалиции от авиационных ударов погибли несколько десятков человек. Не боевиков, а мирных граждан. В то же время освещение в западной прессе данной операции заметно отличается в своей тональности от того, как освещалась в прошлом году операция по освобождению сирийского Алеппо войсками Башара Асада, поддерживаемыми российскими ВКС.

Сказать, что западная печать совсем игнорирует тему массовых жертв среди мирного населения, было бы неправильно. Она пишет об этом. С цифрами и фактами. Многие западные СМИ сообщают, что в последние дни из города бежали около 200 000 человек. При этом еще 400 000 остаются блокированными в центральной части города. Приводятся цитаты иракских официальных лиц, которые сообщают, что под руинами в освобожденных районах находятся десятки тел погибших. В результате только одной недавней серии авиаударов возглавляемой США коалиции число погибших оценивается в 137 человек. «Мы шокированы этими ужасными потерями среди мирного населения и хотим выразить свое глубочайшие соболезнования семьям погибших, которые затронуты этой трагедией», — говорится в заявлении Лиз Гранде, координатора гуманитарных операций ООН по Ираку. Заметим, в этом заявлении нет никаких обвинений – ни относительно якобы «варварских бомбардировок», ни относительно «неизбирательного применения силы». Ничего из тех пафосных выражений, которые звучали в прошлом году в адрес «кровавого сирийского режима» и поддерживающего его «авторитарного Путина».

Слышим ли мы некие другие пафосные требование западной общественности или иракских эмигрантов, в частности, правозащитных организаций со штаб-квартирами где-нибудь в Лондоне, провести специальное расследование в ООН, а то и в Международном уголовном суде в Гааге и наказать виновных в этой гуманитарной катастрофе? Нет таких заявлений. Молчат на эту тему и представители западных стран в Совете Безопасности ООН. Нет ничего похожего на ту истерическую кампанию, которая сопровождала операции сирийских правительственных войск по освобождению Алеппо. Нет никаких малолетних девочек, вещающих в интернете на тему страданий мирного населения. Все вдруг словно поняли очевидное: идет война, город надо освобождать от захвативших его исламистов, в ходе такой операции в городских условиях неизбежно будут жертвы среди мирного населения. Более того, со ссылкой на иракских официальных лиц подается информация о том, как джихадисты-игиловцы стремятся увеличить число жертв среди гражданских с тем, чтобы «дискредитировать» правительственные войска. Ровно то же самое происходило в исполнении и сирийской так называемой оппозиции, но информация об этом практически не могла пробиться в западные СМИ, которые были обеспокоены только темой «варварских российских бомбардировок». Притом что жителей в Мосуле намного больше, чем в Алеппо.

Информация о жертвах среди мирного населения подается, безусловно, сочувственно, но интонация совершенно другая. Другая в адрес освободителей. И непременно находится место позитивным моментам, когда пресса сообщает о том, как население освобожденных частей Мосула радуется правительственным войскам и надеется на лучшую жизнь в будущем. И как освободители оказывают жителям посильную гуманитарную помощью, налаживая мирную жизнь. При этом журналисты предпочитают не вникать в такие деликатные особенности текущего момента, как то, что большая часть населения Мосула — это сунниты, тогда как иракская армия, штурмующая город, представляет шиитское большинство. В таких условиях обычно бывает довольно трудно избежать того, что называется этническими чистками. Однако, судя по всему, негласной команды педалировать тему этнических чисток не поступало. Поэтому о них ничего не сообщается. Даже если какие-то инциденты по этой части в реальности и происходят.

Объективности ради надо заметить, что и тональность подачи информации о штурме Мосула российских ведущих СМИ тоже гораздо спокойнее, чем она была при президенте Обаме. Это и понятно. Тогда Москва и Вашингтон находились в состоянии информационной войны по поводу операции в Сирии. Сегодня они, как минимум, взяли паузу в этой войне и пытаются прощупать возможности более конструктивной координации действий против запрещенного ИГИЛ и прочих джихадистов. Это, впрочем, не снимает замечаний в адрес западных масс-медиа, которые вряд ли интересует будущее отношений Москвы и Вашингтона в такой же мере, в какой они сами привержены политике «двойных информационных стандартов» всякий раз, когда речь идет о России Путина. Хорошо еще, что в жертвах среди мирного населения Мосула не обвиняют не только иракского президента Фуада Масума, но и российского.