Премия Рунета-2020
Воронеж
+9°
Boom metrics
Общество19 апреля 2024 8:50

Рожденный в фашистских застенках житель Воронежской области: «Я не мог ходить до пяти лет»

Самый молодой узник россошанского концлагеря Иван Постолов сегодня борется с попытками реабилитации оккупантов
Фото из личного архива Ивана Постолова

Фото из личного архива Ивана Постолова

Фото: Предоставлено

Год назад Воронежский областной суд признал геноцидом массовые убийства жителей Воронежской области в годы оккупации в 1942-1943 годах. По официальным данным, в этот период, от рук нацистов погибло свыше 198 тысяч мирных граждан и военнопленных. Еще около 77 тысяч человек фашисты угнали в страны Западной Европы и на Украину для принудительного труда. Материальный ущерб превысил 11,7 трлн рублей.

1500 КАЗНЕННЫХ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Но настоящим адом на земле стали концлагеря. Один из самых страшных год действовал в Россоши. Его устроили итальянцы на окраине города, на территории колхоза «Путь Ленина». Заключенные жили здесь в нечеловеческих условиях, голодая и выполняя тяжелые работы. За сопротивление провинившихся узников публично расстреливали вместе с пленными красноармейцами. Во дворе концлагеря были силосные ямы, в них слоями складывали тела, пока не заполнялись. После освобождения Россоши на территории концлагеря нашли ямы с останками 1500 жертв фашистов. 6 января 1943 года в этом аду родился Иван Постолов.

Фото из семейного архива. Ваня сидит на коленях у мамы.

Фото из семейного архива. Ваня сидит на коленях у мамы.

Фото: Предоставлено

- Мой отец ушел на фронт, а маму оккупанты угнали из родного села Нижний Карабут в концлагерь на окраине Россоши, - рассказал Иван Васильевич. – Мне посчастливилось родиться за несколько дней до освобождения, иначе бы не выжил. Но родился я очень слабым и до пяти лет не мог ходить.

После освобождения Ваня с мамой вернулись в родное село, сожженное фашистами. Первые годы жить пришлось в землянке. Ослабленного мальчика выхаживали бабушка с дедом, у которых было еще четверо внуков.

10 ЛЕТ ЗА БРЕВНО ДЛЯ ДОМА

Закончилась война, пришел с фронта отец. Жить стало немного полегче, родители начали строить дом. Но счастье воссоединившейся семьи было недолгим.

- Отец устроился в колхоз, денег тогда не платили, работали за трудодни, - вспоминает Иван Постолов. – Нужно было поднимать хозяйство. Однажды отец и его бригада, отработав в колхозе, нагрузили на быков несколько бревен из леса и привезли себе для строительства домов. Но кто-то на них донес. Утром всех забрали. Отец получил тогда десять лет тюрьмы, из которых отсидел три, а потом был освобожден по амнистии.

В родном селе Иван окончил семь классов. Попробовал было работать в колхозе, но слабое здоровье не позволяло выполнять тяжелую работу. Тогда юноша продолжил обучение и по окончанию 10 классов поступил на заочное отделение в воронежский СХИ.

- Жить было трудно, - признается Иван Васильевич. – Подрабатывал, где было возможно – чистили крыши, разгружали вагоны…

После окончания вуза Иван вернулся в Россошь, где и живет до настоящего времени. Работал в совхозе, потом – на военном заводе. Теперь давно на пенсии. В январе отметил 82-летие.

- Я тут самый молодой узник концлагеря, - говорит он. – Есть и другие, но уже совсем старенькие. Я и сам-то перенес инфаркт и инсульт. Жена давно умерла, дочь живет в Ростове, сын дальнобойщик, дома бывает редко. Вот и живу один.

Несколько лет назад вместе с местным активистом - общественником Николаем Савченко Иван Постолов начал бороться за восстановление исторической справедливости и противостоять попыткам реабилитировать фашистов на россошанской земле.

Иван Постолов у мемориальной доски жертвам концлагеря. Лагерь находился на месте домов с коричневыми крышами на заднем плане. Фото из личного архива.

Иван Постолов у мемориальной доски жертвам концлагеря. Лагерь находился на месте домов с коричневыми крышами на заднем плане. Фото из личного архива.

Фото: Предоставлено

ДРУЖЕСКИЙ ОСКАЛ

20 лет назад в центре Россоши в сквере имени Кирова установили памятник «дружбе итальянского и русского народов». А чуть раньше итальянцы проспонсировали строительство в городе детсада «Улыбка». Однако памятник местные сразу нарекли памятником неизвестному фашисту. Реваншисты признались, что в основании постамента лежали кости безымянного оккупанта. В 2018 году после выхода сюжета об этом на федеральном канале россошанские чиновники останки изъяли.

Памятник представлял собой кирпичный постамент увенчанный шляпой с пером и звездой, атрибутами альпийских стрелков. Звезду представляли как символ Советской Армии, но это была ложь. Пятиконечных звёзд в атрибутике альпийского корпуса огромное множество. И это, вкупе с триумфальным шествием итальянцев по россошанской земле на церемонии открытия постамента, особенно возмутило местных жителей, потомков замученных фашистскими извергами россошанцев. В последующие годы неизвестные несколько раз разрушали памятник, полиция не смогла найти народных мстителей.

СКВЕР ПОБЕДЫ

В 2022 году после смены политических взглядов на «дружественную Италию» к радости россошанцев позорный монумент бесследно исчез. Но активисты считают, что точку ставить рано.

- После демонтажа история не завершена, она спущена на тормозах и, как бы нет виноватых, - рассуждает Николай Савченко. - Но, это в корне не правильно. У преступлений фашизма нет срока давности. Так же нет срока давности и у преступлений, связанных с попыткой реабилитации и героизации фашистских палачей нашего народа.

Иван Постолов выступил с инициативой переименовать сквер, где стоял злополучный памятник «дружбе», в сквер Победы. И на месте снесенного постамента к 80-летию освобождения мира от фашизма установить уже российский памятник.

- Прежняя администрация города мне отказала, но сейчас, после смены руководства, чиновники пообещали рассмотреть нашу инициативу, - говорит Иван Васильевич.

Под этой дорогой еще лежат в силосных ямах жертвы фашистов. Фото Николая Савченко

Под этой дорогой еще лежат в силосных ямах жертвы фашистов. Фото Николая Савченко

Фото: Предоставлено

... На месте концлагеря сегодня стоят новые дома. О жертвах фашизма напоминает скромная мемориальная доска на краснокирпичной стене, посвященная полутора тысячам казненных мирных жителей. Они и сегодня лежат еще в силосных ямах, ставших братскими могилами.

- Под нашим нажимом поставили рядом с братской могилой памятник, самый дешевый, какие ставят на частные могилы на кладбище, - говорит Николай Савченко.

Через силосные ямы с останками расстрелянных узников концлагеря местные прокатали грунтовую дорогу. Активисты вкопали столбики, но их сломали и продолжили ездить. Так неужели прав Иван Постолов, когда говорит: «Мы уходим и с нами - память о зверствах фашистов. А молодежь этого ничего не помнит»?