Премия Рунета-2020
Казань
+11°
Boom metrics
НовостиОбщество7 июля 2014 17:40

В деле «Булгарии» снова многоточие?

Приговор оглашен, но потерпевшие хотят оспорить вердикт суда

Три года бессонных ночей, три года в поисках правды, три года ожидания справедливости. Выжившие и те, кто потерял на «Булгарии» самых дорогих и близких, стиснув зубы и едва сдерживая эмоции, ждали приговора.

Время не может вылечить те душевные раны, которые нанесла своими ржавыми боками «Булгария». Три года прошло, а боль нисколько не утихла. Вердикт суда должен был стать «лекарством» для потерпевших, но... Услышав последние слова в приговоре, растерялись не только потерпевшие, но и сами подсудимые.

Но обо все по порядку.

ПЛАВАТЬ НЕЛЬЗЯ СПИСАТЬ

Дырявое корыто, рухлядь - как только не называли злосчастный теплоход. Сама поднятая со дна «Булгария» с годами становится все больше похожа на ржавое чудовище, смотрящее на тихий Куйбышевский затон пустыми глазницами иллюминаторов, щерясь во все стороны проеденными насквозь ржавчиной боками...

- Это же развалюха! Корыто! - не скрывают своего возмущения потерпевшие.

Теперь, после оглашения приговора, появились ответы на все вопросы, накопившееся за три года. Так почему же «Булгария» ушла на дно за 50 метров до мели?

- На теплоходе давно надо было поставить крест и не выпускать в акваторию. Его состояние было удручающим, - признавался помощник механика «Булгарии» Константин Пузанков. Но билеты были все проданы. И была дана команда уходить в рейс.

Возмущался, а сам не только молчал обо всех нарушениях, что видел на судне, но и, не особенно скрывая от пассажиров, пил «горькую». «А кто не пьет?» - огрызался он на суде во время допроса. Кстати, двигатель накануне трагического рейса «запороли» во время его вахты.

Корабль, построенный в 1955 году, среди моряков считался «старичком». Изначально он носил другое имя - «Украина» (эта надпись сохранилась на спасательных поясах, которыми пытались обвязаться пассажиры во время крушения). В ночь перед трагедией кое-кто из не спавших пассажиров заметил еще одну странность:

- Шума мотора не было. Тишина полная, - вспоминает Нияз Шарапов. Во время крушения на его глазах волной смыло жену и дочку. Позже он узнал, что той ночью механики пытались реанимировать сломанный двигатель...

Уже доказано, что еще из Казанского речного порта «Булгария» вышла в рейс со значительным перегрузом по пассажирам: небольшая модернизация в трюме позволила «расширить» каюты и взять на борт неучтенных пассажиров. Тогда в списки пропавших во время кораблекрушения еще долго вносили поправки.

Возможно, поэтому маневр капитана Александра Островского лечь курсом «на ветер», изменив положение судна, не увенчался успехом. Перегруженный двухпалубник окончательно лег на накренившийся правый бок, зачерпнул открытыми иллюминаторами забортной воды и ушел на дно. «Булгарии» не хватило каких-то 50 метров до мели. Именно туда капитан хотел «выбросить» начавшее тонуть судно, но двигатель заглох, и Островский, стоя в рубке, погрузился вместе с теплоходом в воду...

ПЬЯНАЯ КОМАНДА

Тем, как и из кого набирали команду, возмущаются до сих пор. Одно дело специалисту получить диплом, как когда-то в Казанском речном техникуме его получила Светлана Инякина. Но ведь требуется проходить курсы усовершенствования! Про это многие из команды даже не задумывались, все равно многие работали не по специальности.

Впрочем, то, что они работали, пришлось доказывать следствию - трудовые договоры с командой Инякина не заключала, зарплату задерживала. Экономила на всем - порой даже топливо в рейс выдавала столько, что мотористы гадали «хватит - не хватит», - отсюда, кстати, и тот злополучный крен, с которым «экономная» «Булгария» жила как проклятая до последних своих дней.

Дисциплины - никакой. Работали так, словно одолжение делали. И не просыхали - пили, пили, пили и пили... Владимир Подъячев, старший механик, 10 июля даже проспал свою вахту. Растолкать пьяного «меха» не смогли и тогда, когда судно уже шло ко дну. Так и погиб...

Опрокинуть рюмочку-другую, говорят, позволяли себе даже те, кто нес вахту в рубке.

- По дороге с дискотеки мне навстречу попался пьяный рулевой. Я его спрашиваю: «Как вы в таком виде можете теплоход вести?», а он мне: «У меня смена заканчивается», - возмущается Наталья Макарова.

На глазах Гульнары Назаровой водой смыло 9-летнего сына Руслана. Жалости к команде у нее нет ни капли:

- Это был сброд, пьяный сброд, который только себя и спасал, - плакала в суде женщина. Потерпевшие с дрожью вспоминают, как их пытались загнать на нижнюю палубу. Кого-то умудрились даже закрыть там, чтобы выровнять крен корабля...

ВИНОВАТЫ ВСЕ?

Из обвинительного заключения, которое зачитали в суде, ясно одно: о проблемах с кораблем знали все пятеро обвиняемых. Знали и молчали. А порой и откровенно хитрили.

- «Булгария» вышла в рейс незаконно, без судового санитарного свидетельства, - констатировала факт руководитель Роспотребнадзора Татарстана Марина Патяшина - Перед выдачей такого документа наши специалисты проводят проверку судна, и если бы они поднялись на борт, то обязательно обратили бы внимание и на крен, и на несоответствие заявленного количества пассажиров и существующих мест в пищеблоке. Судно бы тогда не выпустили в плавание до устранения всех нареканий.

Субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина была в курсе технических неисправностей судна и даже договорилась с Пермским судостроительным ремонтным заводом о замене одного из двигателей. Старший эксперт Пермского участка Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов тоже знал о проблемах теплохода, но почему-то предпочитал закрывать на этот кошмар глаза и, толком не проверив, готово ли судно бороться за жизнь на воде, выдал разрешительные документы на эксплуатацию.

А тогдашнему главному госинспектору Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Владиславу Семенову поручили проверить представленные документы теплохода требованиям лицензионной деятельности. Он поставил свою подпись в акте ежегодного освидетельствования, хотя не имел на это прав - в комиссию по лицензированию его никто не приглашал. Причем сделал это по указке своего начальника Ирека Тимергазеева, не смея ослушаться своего соседа по скамье подсудимых.

Впрочем, чего уж теперь. Семенов подписывал и за других. Например, никакой лицензии на пассажирские перевозки Инякиной не дали бы, если бы у нее в штате не оказалось заместителя по безопасности перевозок. Его, кстати, нашел ей Ирек Тимергазеев - некого Николая Молчанова. Договориться - договорились, как показали на суде, но тому все недосуг было заехать и подписать документы. Тут-то Семенов и подмахнул бумаги - чего время терять? Ведь уважаемой бизнесвумен, за которую так хлопочет начальство, надо деньги зарабатывать!

Вот эти поддельные бумаги и отправили в Нижний Новгород, за лицензией. Дожидаться ее не стали - навигация же в самом разгаре! Тимергазеев, зная, что с «Булгарией» не все в порядке, и глаза закрывал на эксплуатацию судна, и даже «отмазал» от проверки. Когда теплоход прибыл в Самару, на борт хотели подняться местные инспекторы. Но один волшебный «звонок другу» от Тимергазеева, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного и морского речного надзора, и самарских чиновников вернули в кабинеты.

А старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов по роду своей деятельности не мог не знать о проблемах на теплоходе. Однако вывел судно в рейс и даже не проверил, закрыла ли «зеленая» команда те самые иллюминаторы...

В итоге ответ один и простой - «Булгария» затонула потому, что вместо человеческих жизней бизнесмены выбрали свои шкурные интересы...

ПРИГОВОР - КАК ПЛЕВОК

Видимо, поэтому слова судьи московского суда Сергея Якунина: Светлане Инякиной назначить меру пресечения в виде 11 лет лишения свободы, были восприняты в ДК «Юность» со вздохом облегчения. Более сотни человек и дальше бы с этим чувством слушали приговор, но когда дело дошло до старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, все потерпевшие словно споткнулись и не могли встать.

Сначала суд признал его виновным по всем статьям: «...в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей», «злоупотреблении должностными полномочиями». Ведь именно он, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра, выдал ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году, зная обо всех «дырах» теплохода и по сути став отправной точкой тех событий, которые и привели в итоге к трагедии.

Казалось бы, все, виновен! Даже огласили срок, но ударом под дых стали слова судьи, а именно одно - «амнистия». И тут же конвоиры открыли решетку и вывели Ивашова, затем сняли наручники. Оторопевший чиновник сразу и не понял, в какую сторону ему идти, так отвык он находиться на свободе. Протиснувшись между адвокатами и ненавистной ему решеткой, он хотел было чуть ли не сразу пройти через зал к выходу, но опомнился, когда увидел лица потерпевших, и поспешил спрятаться за конвоирами. Всё это время заплаканные и утомившиеся родственники погибших недоуменно следили за этими действиями.

Многие в зале, охнув, осели на стулья. Кто-то схватился за голову, а женщины приложили платки к глазам.

- Это плевок всем нам в душу, - с трудом сдерживаясь, заметил Геннадий Игнарин, потерявший на теплоходе сына. - Мы будем обжаловать этот приговор! Как можно амнистировать человека, который отправил на верную смерть наших детей! Это неуважение к их памяти.

КАК СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ ДЕТЯМ?

- Как теперь с этим жить? Как внуку выбросить из памяти то, что там погибли его родители? Кто нам сотрет память? - сокрушалась в перерыве Дания Хайретдинова, потерявшая на теплоходе сына и невестку.

Ее внук - непоседа Алмаз в этом году идет в школу. Любознательный ребенок уже вовсю осваивает Интернет. А там, стоит только набрать его собственное имя, сразу большой перечень статей о трагедии «Булгарии».

- Мальчик сейчас уже успокоился, но, если прочитает, это все может повлиять на психику, - считает бабушка. - Мы хотим уберечь Алмаза от этого.

ПОСЛЕ ПРИГОВОРА

Прямо перед выходом из ДК «Юность» собрался стихийный митинг. В круг собрались почти все мамы, папы, дочки и сыновья, бабушки и дедушки, потерявшие своих близких в тот страшный день.

- Наши дети утонули в бумажках, а не в Волге! - вытирая слезы, сказала Гульнара Назарова, потерявшая в той трагедии сына и едва спасшаяся сама. - А он выдавал эти бумажки!

ИЗ ЗАЛА СУДА Поданные потерпевшими иски были удовлетворены, но не в полном размере. Учитывая материальное положение сидящих на скамье подсудимых и другие обстоятельства, судья решил уменьшить общую сумму чуть ли не вдвое. Теперь подсудимые разделят «задолженность» примерно в 100 миллионов рублей. Саму же «Булгарию», до сих пор стоящую в Куйбышевском затоне, было решено вернуть владельцу - Камскому речному пароходству, которое будет дожидаться вступления приговора в силу. После чего хозяева ржавого монстра, погубившего столько людей, решат, как быть с этим «памятным» утилем. Теплоход перестанет быть уликой и его передадут обратно хозяевам. Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ КТО ЕСТЬ КТО? Светлана Инякина Фото: архив КП Светлана Инякина Создала фирму «АргоРечТур» и взяла в аренду дизель-электроход «Булгария». Все эксперты, опрошенные в ходе судебных разбирательств, отмечали плохое техническое состояние судна. Для его ремонта требовались большие деньги, которыми Инякина не располагала. Как выяснилось, она была «в долгах, как в шелках»: за одну из навигаций она оказалась должна многим фирмам более 2 миллионов рублей. Команду набирала, не оформляя трудовых договоров. Экономила на всем - даже топливе. Причина вполне объяснима - во многих портах по Волге про ее финансовые проблемы знали и отказывались отпускать что-то в долг. Вину в кораблекрушении директор турфирмы не признала, но попросила прощения у выживших и родственников погибших. Еще в феврале 2012 года написала письмо в Следственный комитет с требованием привлечь к уголовной ответственности экипаж судна, который, по ее мнению, не выполнил свою задачу по спасению пассажиров. Цитата: «Не понимаю, почему из меня сделали монстра». Обвинение: «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (ст.238 УК РФ), «Нарушении правил охраны труда» (ст. 143 УК РФ). Приговор: 11 лет лишения свободы. Рамиль Хаметов Фото: соцсети Рамиль Хаметов Выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». На свою должность был назначен за несколько недель до трагедии. На судне находился вместе со своей беременной гражданской женой. Женщина погибла. Цитата: "Если бы я управлял этим судном, трагедии бы не случилось" Обвинение: Нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Приговор: 6 лет и 6 месяцев колонии общего режима Яков Ивашов Фото: соцсети Яков Ивашов Старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Во время процесса его бывший работодатель - директор Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Борис Кобелев с горечью признался об Ивашове: - Был момент, когда я мог его уволить, - он вышел на работу с запахом алкоголя и попался. Жалею, что тогда этого не сделал. Лучше бы я его уволил! Он бы сейчас не сидел, а копал картошечку в огороде. Цитата: «Никогда я не мог представить себе, что технически исправное судно можно загубить за неполный месяц навигации до такого состояния и можно после всего этого валить всю вину за неправильную эксплуатацию и допущенные нарушения на тех, кто в момент крушения был на берегу, а сейчас находится под стражей». Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ). Приговор: 5 лет. Освобожден в зале суда по амнистии. Ирек Тимергазеев Фото: соцсети Ирек Тимергазеев Начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Свою вину Тимергазеев не признает потому, что не имел полномочий на проверки судна или запрет его эксплуатации. Цитата: «Корабль потопила не бумажка А4, не акт проверки, а эти злосчастные иллюминаторы!» Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ). Приговор: 6 лет лишения свободы. Владислав Семенов Фото: соцсети Владислав Семенов Главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Владислава Семенова взяли под стражу спустя месяц после кораблекрушения. Он вместе с Тимергазеевым участвовал в подъеме судна. А потом - арест. Сначала Семенов активно сотрудничал со следствием, но во время суда начал отказываться от своих слов. Объяснил просто - ему пообещали в обмен на сотрудничество применить меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, но обманули. Цитата: «Я, конечно, приму все, что мне назначит суд, но это истину вам не раскроет. А истина такова, что гособвинение и следствие пытаются все исказить. Если бы я чувствовал свою вину, по-настоящему был виновен, я бы себя за эти три года сожрал уже!» Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ). Приговор: 5 лет лишения свободы.

ИЗ ЗАЛА СУДА

Поданные потерпевшими иски были удовлетворены, но не в полном размере. Учитывая материальное положение сидящих на скамье подсудимых и другие обстоятельства, судья решил уменьшить общую сумму чуть ли не вдвое. Теперь подсудимые разделят «задолженность» примерно в 100 миллионов рублей.

Саму же «Булгарию», до сих пор стоящую в Куйбышевском затоне, было решено вернуть владельцу - Камскому речному пароходству, которое будет дожидаться вступления приговора в силу. После чего хозяева ржавого монстра, погубившего столько людей, решат, как быть с этим «памятным» утилем.

КТО ЕСТЬ КТО?

Создала фирму «АргоРечТур» и взяла в аренду дизель-электроход «Булгария». Все эксперты, опрошенные в ходе судебных разбирательств, отмечали плохое техническое состояние судна. Для его ремонта требовались большие деньги, которыми Инякина не располагала. Как выяснилось, она была «в долгах, как в шелках»: за одну из навигаций она оказалась должна многим фирмам более 2 миллионов рублей.

Команду набирала, не оформляя трудовых договоров. Экономила на всем - даже топливе. Причина вполне объяснима - во многих портах по Волге про ее финансовые проблемы знали и отказывались отпускать что-то в долг.

Вину в кораблекрушении директор турфирмы не признала, но попросила прощения у выживших и родственников погибших. Еще в феврале 2012 года написала письмо в Следственный комитет с требованием привлечь к уголовной ответственности экипаж судна, который, по ее мнению, не выполнил свою задачу по спасению пассажиров.

Цитата: «Не понимаю, почему из меня сделали монстра».

Обвинение: «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (ст.238 УК РФ), «Нарушении правил охраны труда» (ст. 143 УК РФ).

Приговор: 11 лет лишения свободы.

Рамиль Хаметов

Выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». На свою должность был назначен за несколько недель до трагедии. На судне находился вместе со своей беременной гражданской женой. Женщина погибла.

Цитата: "Если бы я управлял этим судном, трагедии бы не случилось"

Обвинение: Нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта.

Приговор: 6 лет и 6 месяцев колонии общего режима

Старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году.

Во время процесса его бывший работодатель - директор Камского филиала ФГУ «Российский речной регистр» Борис Кобелев с горечью признался об Ивашове:

- Был момент, когда я мог его уволить, - он вышел на работу с запахом алкоголя и попался. Жалею, что тогда этого не сделал. Лучше бы я его уволил! Он бы сейчас не сидел, а копал картошечку в огороде.

Цитата: «Никогда я не мог представить себе, что технически исправное судно можно загубить за неполный месяц навигации до такого состояния и можно после всего этого валить всю вину за неправильную эксплуатацию и допущенные нарушения на тех, кто в момент крушения был на берегу, а сейчас находится под стражей».

Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ).

Приговор: 5 лет. Освобожден в зале суда по амнистии.

Начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось.

Свою вину Тимергазеев не признает потому, что не имел полномочий на проверки судна или запрет его эксплуатации.

Цитата: «Корабль потопила не бумажка А4, не акт проверки, а эти злосчастные иллюминаторы!»

Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ).

Приговор: 6 лет лишения свободы.

Владислав Семенов

Главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось.

Владислава Семенова взяли под стражу спустя месяц после кораблекрушения. Он вместе с Тимергазеевым участвовал в подъеме судна. А потом - арест. Сначала Семенов активно сотрудничал со следствием, но во время суда начал отказываться от своих слов. Объяснил просто - ему пообещали в обмен на сотрудничество применить меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, но обманули.

Цитата: «Я, конечно, приму все, что мне назначит суд, но это истину вам не раскроет. А истина такова, что гособвинение и следствие пытаются все исказить. Если бы я чувствовал свою вину, по-настоящему был виновен, я бы себя за эти три года сожрал уже!»

Обвинение: «Злоупотребление должностными полномочиями из иной личной заинтересованности» (ст. 285 УК РФ).

Приговор: 5 лет лишения свободы.