Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+3°
Boom metrics
14 июля 2004 22:00

10 минут в небе без парашюта

Корреспондент "КП", на авиаслете под Спасском, поднялась в небо в самодельном самолете.
Источник:kp.ru

Корреспондент "КП", на авиаслете под Спасском, поднялась в небо в самодельном самолете.

Аэродром Хвалынка (вблизи Спасска), где проходил традиционный слет членов федераций легкой и сверхлегкой авиации Приморья, угадывался безошибочно прямо с трассы Владивосток - Хабаровск по парящим в небе дельтапланам и гудящему вертолету. Посмотреть на покорителей неба в выходной день собралось немало приморцев.

Больше всех повезло хвалынским мальчишкам, которых рано утром, пока еще на аэродроме не было зрителей, добрые дяди-летчики покатали абсолютно бесплатно.

Только личное знакомство с замдиректора Приморского авиационного техникума арсеньевцем Виктором Ковалевым помогло корреспонденту "КП" стать пассажиркой самолета "Бланик", собранного преподавателями и студентами техникума. Произошло все стремительно. Виктор Ильич не дал мне и слова сказать:

- Приехали? Замечательно! Ну, садитесь, сейчас полетите!

Не успела опомниться, как очутилась в тесноватой кабине "Бланика" на месте пилота-стажера. Разумеется, зацепилась брючиной за какой-то прибор и, естественно, услышала треск рвущейся ткани. "А, невелика беда! Зато на самодельном самолете прокачусь!"

А Ковалев между тем пристегивал меня к каким-то ремням и поясам.

- А парашют девушке чего не дали? - осведомился стоявший рядом мужчина.

- А зачем? - улыбнулся Виктор Ильич.

Стало как-то не по себе. Но испугаться я не успела. В надетых наушниках отчетливо послышалось: "Взлет разрешаю!". "Бланик" резво вырулил на "взлетку" и побежал по полосе. Секунды - и легкий самолетик, ведомый твердой рукой председателя владивостокского "Дельтаклуба Дальний Восток" Юрия Тиссена, оторвался от земли.

В приоткрытое окошко дул ветерок, от тарахтевшего наверху мотора (позаимствованного у "Субарика") ощущалась вибрация корпуса, но лететь все равно было здорово - от воздушных потоков отделяли лишь несколькосантиметров обшивки, вот оно - небо!

10 минут полета над аэродромом пролетели, как одно мгновение. И вот уже я расспрашиваю Ковалева о том, как же это он в трудные 90-е годы, когда вокруг творилось не понять что, решил заняться вот таким увлекательным делом - самолетостроением, да еще и ребят привлечь к техническому творчеству? Улыбается. С юности "болеет" авиацией.

Учился в этом же авиатехникуме, где сейчас сам преподает. Много моделировал. Несмотря на авиационный профиль учебного заведения, чего только в 70-е годы не придумывали и не воплощали в жизнь башковитые студенты: изготавливали летательные аппараты, двигатели, аэросани, водный глиссер и даже глубоководный аппарат.

Придя на должность замдиректора техникума, Ковалев организовал в его стенах клуб самодеятельного технического творчества (КСТТ). Для начала сделали они с такими же увлеченными коллегами и ребятами-студентами два мотодельтаплана "Фрегат". Затем из подручного материала соорудили два сверхлегких самолета. Ну а потом настал черед "Бланика", собранного из старого чешского планера, японского двигателя и собственноручно изготовленных недостающих деталей.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и какую-то даже игрушечность, этот самолет способен преодолевать сотни километров. С базового аэродрома Приморского отделения РОСТО в Новонежине "Бланик" прилетел в Хвалынку за 1,5 часа. Он способен развивать скорость до 160 километров в час, лететь без дозаправки 3 часа и подниматься на высоту до 1800 метров. Со своими воспитанниками Виктор Ильич побывал не на одном слете любителей сверхлегкой и легкой авиации. И везде "Бланик" становился настоящим гвоздем программы.

Фото автора.