Кто стал прообразом Родины-матери, доподлинно неизвестно.
Фото: Андрей МИРЕЙКО
«50 лет я молчала». С этой фразы начинается признание 79-летней жительницы Барнаула Анастасии Пешковой. Накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом она объявила, что стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича «Родина-мать зовет».
Евгений Вучетич сохранил интригу.
- В конце 50-х годов я работала в Художественном фонде РСФСР старшим учетчиком. При этом фонде есть цех обслуживания художников, где работали форматоры, копиисты, натурщики. И однажды мне предложили поместить фотографию в альбом натурщиков. Я согласилась, - рассказывает Анастасия Антоновна. - И когда скульптор увидел мое фото, пригласил для работы к себе в мастерскую. Евгений Вучетич ко мне относился с уважением, доброжелательно. Работалось мне вполне комфортно. Однако что за скульптура должна получиться в итоге, я даже не знала.
Почему Анастасия Пешкова, в конце концов, решила, что именно она и есть Родина-мать, можно только догадываться. Ведь, когда, по словам пенсионерки, она позировала скульптору, эскиз композиции на Мамаевом кургане был совсем другой. Вучетич рисовал фигуру женщины со знаменем и коленопреклоненного перед ней солдата. Только к 1962 году в проекте появилась статуя с мечом в руке. Однако натурщица, уверенная в своей правоте, даже записала обращение к волгоградцам от имени Родины-матери.
Вообще, для человека, неискушенного в истории Мамаева кургана, заявление тянет на сенсацию. Самая известная и высокая скульптура России – символ победы, неудивительно, что приобщиться к легенде пыталась не только учительница из Барнаула.
Семейные легенды
«40 лет я молчала». С небольшой поправкой на время в 2003 году появились первые интервью жительницы Волгограда Валентины Изотовой. Она утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. Статную девушку он якобы заметил в ресторане «Волгоград», куда ходил с творческой братией обедать. Сначала официантка не соглашалась: замужней даме неприлично позировать. Но в итоге сдалась, причем изображать Родину-мать пришлось в обнаженном виде. «В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бедра - все мое!» – заявляла Изотова журналистам. Она умерла в 2006 году, но по Интернету до сих пор ходят истории «обнаженной модели».
А вот другая претендентка на модель Родины-матери – Екатерина Гребнева жива. Живет в Волгограде, где мы с ней и встретились.
Надо отдать должное, спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии на уникальность не претендует.
- Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов. Но когда я смотрю на Родину-мать, понимаю, что и я причастна к ее созданию, - говорит Екатерина Гребнева.
История во многом похожа на рассказы Пешковой и Изотовой. Только 20-летнюю Екатерину заметили на спортивной площадке в Волгограде.
- Во время тренировки к нам пришли двое мужчин. Они какое-то время наблюдали, как мы занимаемся, потом подошли к моей наставнице тренеру Валентине Бастиан и представились скульпторами из команды Вучетича. Попросили разрешения забрать меня, чтобы я им позировала. Она сказала «да», я тоже согласилась. Тогда я не понимала, какой великий шедевр они создавали. Начали мы работать в 1963 году. Три месяца несколько раз в неделю я ходила на завод «Газоаппарат», где находилась мастерская (в мастерской затем создавали части конструкции – Прим. авт.). Сначала делали торс. Чтобы передать развивающуюся ткань даже принесли вентилятор. А через год после перерыва писали лицо – приходилось позировать с открытым ртом. А Вучетич к нам даже ни разу не приехал. Платили 2-3 рубля в день. Родственники говорят, что я действительно похожа на Родину-мать, - улыбается Екатерина Аракеловна и показывает свои фотографии в юности.
Была ли девушка?
Бывший заместитель директора по строительству, ремонту и эксплуатации памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками.
- С таким же успехом можно сказать, что Вучетич Родину-мать с меня лепил, - возмущается Валентина Николаевна. - Фигуру Евгений Викторович Вучетич делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены - Верочка. Это общеизвестные факты. А рассказы всех официанток и учетчиц, которые появились позже, просто плод их фантазии.
Пожалуй, единственный, кто мог бы ответить, на вопрос о прообразе великой скульптуры – сам Вучетич, но после смерти он не оставил никаких записей. Его сын Виктор, который тоже уже умер, рассказывал, что отца вдохновила Ника Антерос. Но в музейных каталогах и запасниках такой скульптуры нет. В Лувре можно увидеть Нику Самофракийскую, порыв фигуры и развивающиеся одежды которой действительно угадываются в колоссальной статуе на вершине Мамаева кургана.
Конечно, Родина-мать образ собирательный – и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Ведь вполне возможно, что еще одна претендентка вспомнит, как ее заметил и пригласил позировать сам Вучетич.
ТТХ Родины-матери
Высота с постаментом - 85 метров
Высота фигуры - 52 метра,
Длина меча – 33 метра
Вес - 8000 тонн
Вес меча - 14 тонн