Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество24 мая 2013 16:36

"Более нежного по отношению даже к заблудшим людям кино не снимал никто"

Наш колумнист вместе с другими скорбит об ушедшем из жизни кинорежиссере Петре Тодоровском

Несколько лет назад, работая на большой радиостанции, я высказал желание записать интервью с Петром Тодоровским, который уже тогда само собой числился безоговорочным классиком. Желание это возникло после общения на одном из ток-шоу с большим русским актером Николаем Бурляевым, который все никак не понимал, почему я его роль в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского считал лучшей. Он-то как раз был готов рассуждать о своей работе с Тарковским. Но мне, по моему способу мировидения и по психоэмоциональному устройству, кино ушедшего сегодня от нас Тодоровского всегда было ближе, потому что фильмы Тарковского при всей своей великости подвигают на размышления слишком фундаментальные. А все то же самое Тодоровский делал, показывая маленьких людей в погоне за большим счастьем.

Если несколько дней назад про ушедшего Балабанова мы говорили, что никто еще так отчетливо не развел по углам людей и уродов, то про Тодоровского следует сказать, что более нежного по отношению даже к заблудшим людям кино не снимал никто. В этом кино нет безжалостного социального анализа, в этом кино, как я его понимаю, есть плач по утрачиваемой человечности. Но в конце каждого фильма, особенно если фильм так или иначе был связан через судьбы героев с войной, Тодоровский, кажется, тихонечко сообщал нам через тех же самых взбалмошных, неровных, чертовски обаятельных героев, что любовь сильнее всего, даже войны.

Есть много высказываний на эту тему. Так или иначе все большие режиссеры хоть по одному программному кино, но на эту тему сняли. Это кино было величественным, это кино могло быть многофигурным, могло быть батальным, но ни у кого не получалось кино настолько человечное.

Это реквием по чувствам, которым не дали реализоваться привходящие обстоятельства. Но даже в самых страшных обстоятельствах герои Тодоровского так отчаянно цеплялись за жизнь, что когда после просмотра этих фильмов смотрел по сторонам, то узнавал этих же людей на улице, в метро, в подъезде.

То самое интервью, с которого я начал, мы все-таки записали. Мэтр спросил меня, понимаю ли я, о чем его фильмы. Я со всей своей любовью к трескучим, а зачастую идиотским фразам, сказал, что, конечно, понимаю, что они про то, что высшие силы никогда не милосердны к человеку, но надо отчаянно пытаться жить так, чтобы расположить их к себе. Вряд ли получится. Но старания никто не отменял. Помню, маэстро улыбнулся и сказал: «Начинайте». А я про себя подумал: пронесло. Светлая память, добрый классик.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Мирра Тодоровская: «Петр не говорил “завещания потомкам”, он жил, любил, работал, думал!» На 88-м году жизни ушел из жизни великий кинорежиссер 24 мая в Москве после продолжительной болезни скончался создатель культовых советских фильмов Петр Тодоровский. По предварительной информации, у маэстро случился сердечный приступ. Режиссеру было 87 лет (читайте дальше) Люблю их все, Петра творенья... Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский. И сейчас, когда люди бросились вспоминать работы Петра Ефимовича, со всех сторон несется: разве он снял, ой, неужели и это тоже его картина?! И каждый вдруг понимает, что как минимум один из его любимых фильмов создал именно Петр Тодоровский (читайте дальше)

Мирра Тодоровская: «Петр не говорил “завещания потомкам”, он жил, любил, работал, думал!»

На 88-м году жизни ушел из жизни великий кинорежиссер

24 мая в Москве после продолжительной болезни скончался создатель культовых советских фильмов Петр Тодоровский.

По предварительной информации, у маэстро случился сердечный приступ.

Режиссеру было 87 лет (читайте дальше)

Люблю их все, Петра творенья... Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский. И сейчас, когда люди бросились вспоминать работы Петра Ефимовича, со всех сторон несется: разве он снял, ой, неужели и это тоже его картина?! И каждый вдруг понимает, что как минимум один из его любимых фильмов создал именно Петр Тодоровский (читайте дальше)

Люблю их все, Петра творенья...

Наш колумнист Артем Гусятинский уверен, для каждого из нас существует свой Петр Тодоровский

В такие минуты принято произносить высокопарные фразы - дескать, ушел великий художник, фильмы которого всеми любимы и абсолютно гениальны! Но для каждого из нас существует свой Тодоровский. И сейчас, когда люди бросились вспоминать работы Петра Ефимовича, со всех сторон несется: разве он снял, ой, неужели и это тоже его картина?! И каждый вдруг понимает, что как минимум один из его любимых фильмов создал именно Петр Тодоровский (читайте дальше)