Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Общество27 октября 2014 22:00

Получаем водительские права по-новому: Долго, зато задорого

«Комсомолка» разбиралась, что предстоит изучить желающему сесть за руль. И сколько заплатить [инфографика]
Все автошколы должны пройти переаттестацию. Но пока большинство из них - в подвешенном состоянии.

Все автошколы должны пройти переаттестацию. Но пока большинство из них - в подвешенном состоянии.

В понедельник, 27 октября, премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что автомобильные права теперь можно получить, только отучившись в автошколе. К самим учебным заведениям требования тоже серьезно ужесточились. Все автошколы должны пройти переаттестацию. Но пока большинство из них - в подвешенном состоянии. Как и многие желающие получить права. Наш корреспондент, которая буквально пару недель назад сама стала водителем, выясняла, что должно измениться в системе обучения и сдачи экзаменов на права.

С автошколой мне не повезло. Записавшись еще в декабре прошлого года, я месяц ждала занятий на специальных тренажерах, потом еще месяц - занятий на площадке, и еще два - «города».

Администрация только руками разводила: очереди. Народ ломанулся получать права по старым правилам.

Теорию сдала без проблем. Отметить первую победу отправилась в гаишную столовку. И там меня ожидало удивительное открытие.

- А ты чо, сама сдавала? - сосед по столику, представившийся Виталиком, чуть не поперхнулся пирожком с повидлом.

Виталик смотрел на меня, как на ошибку Мичурина. Сам-то Виталик не парился: «занес» через знакомого 50 тысяч. И на следующий день поехал за правами. «Да, многовато. Но я и автошколу не заканчивал».

- Там один комп «безошибочный». Жми любую кнопку - все равно сдашь, - поделился хитростью Виталик.

Дело, надо сказать, организовано серьезно: на «площадку» сдававших пускают по одному, причем происходящее скрыто от других сдающих высоченным забором. Без лишних свидетелей.

То же самое и с «городом». Для «правильных» кандидатов предусмотрен «облегченный» маршрут в промзоне. Тронулся - и слава богу.

В общем, мне открылась та самая коррупционная составляющая, которую и призвана победить новая реформа. Выйдет или нет?

«ОФОРМИМ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ»

По идее набирать новых учеников автошколам нельзя, пока не пройдешь переаттестацию. Но кто проверит?

- Новой лицензии у нас нет, но есть договоренность с ГИБДД: до конца года обучаем по-старому. Оформляем задним числом, - заманивает меня в свои сети менеджер первой попавшейся автошколы, в которую я позвонила.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Дело ясное: подлог. А про «связи в ГАИ» и вовсе мошенничеством (или все-таки коррупцией?) попахивает.

Впрочем, далеко не все готовы нарушать закон. Так, сразу в трех автошколах меня принять отказались. Признались честно: разрешения нет. И предложили рассчитывать, что авось да проскочишь, пока не перешли на новую систему.

По данным столичного управления ГИБДД на 9 октября (более свежих данных нам получить не удалось), у почти трех сотен московских автошкол переаттестацию прошли всего... 8. Процесс идет ни шатко ни валко. Сами автошколы сетуют, что чиновники долго согласовывают документы. В ГИБДД разводят руками: далеко не все автошколы готовы работать по новым правилам. Так что процесс затянулся с обеих сторон.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАСТЕТ ДО 90 ТЫСЯЧ?

Эксперты уверены: реформу переживут не все автошколы.

- По нашим оценкам, переаттестацию не пройдут 80% заведений в столице. Откуда взять площадку площадью 0,24 гектара (таковы новые требования. - Ред.) в Москве, где каждый метр на вес золота? - рисует мрачные перспективы председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев.

Но даже если автошкола умудрится купить или (что вероятнее) снять площадку - потратиться ей придется серьезно. Угадайте, кто в конечном итоге оплатит реформу?

- Стоимость курса может достигнуть 87 - 92 тысяч рублей, - прикидывает Лобарев.

Правда, по данным его коллеги в Межрегиональной ассоциации автошкол, себестоимость обучения теперь составляет 30 - 33 тысячи.

- Ожидаем, что итоговая стоимость для учеников не превысит 40 - 45 тысяч, - рассказала «КП» президент ассоциации Татьяна Шутылева.

И эта цифра близка к реальности. Как сообщил «КП» директор автошколы во Владыкине, уже получившей новую лицензию, курсы на категорию «B» стоят 43 тысячи. Правда, руководство признается: скоро ценник вырастет.

А за что же нам предлагается платить? Как изменится программа? Известно, что увеличится количество часов (см. рубрику «Учиться, учиться и еще раз учиться»). И да, будущим водителям во время обучения по-прежнему нельзя соваться на скоростные магистрали (где при этом научиться перестраиваться на той же «трешке» или МКАД, непонятно). Зато курсантов научат менять колеса и 20-килограммовые аккумуляторы. Девушек, кстати, тоже.

Фото: Валентин ДРУЖИНИН

КСТАТИ

Экзамен как реалити-шоу

В столичном управлении ГИБДД тоже вовсю перестраиваются на новые рельсы. В середине октября на востоке Москвы открыли новое здание экзаменационного отделения ТНЭР № 3.

Теоретический экзамен теперь проходит в помещении со стеклянными стенами.

Камеры видеонаблюдения внутри салона машины будут выводить все ваши мучения на большой экран.

Из экзаменационных листов исчезнут имена. Каждому кандидату присвоят код.

Разработчики всего этого прозрачного процесса рассчитывают на то, что купить права станет невозможно.

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ

ВАЖНО

Какие школы уже переаттестованы? Полный список в столичном ГИБДД нам предоставить затруднились. Точно известно пока о двух:

✔ Технологический колледж № 21 (www.tk21avto.ru).

✔ ООО «Учебный центр «Перспектива» (www.avper.ru).

А КАК У НИХ?

✔ В Германии обучение в автошколе стоит около 2000 евро. Завалили теорию три раза - придется еще сдавать специальный тест на адекватность. Водительское удостоверение стоит 180 евро.

✔ В Израиле с момента подачи документов в автошколу до начала занятий может пройти 6 - 7 месяцев. В это время департамент транспорта будет запрашивать информацию о кандидате в полиции, а сам кандидат проходить психологическое тестирование. В автошколе, среди прочего, учат саперному делу, географии Израиля и английскому языку. Общие траты на обучение - более 2000 долларов.

✔ В США требования к обучению будущих водителей в каждом штате свои. Минимальный возраст для получения водительских прав установлен в Северной Дакоте - 14 лет и 3 месяца.

Сесть за руль можно уже после сдачи теории с «ученическими правами». Полноценные права стоят 50 долларов.