Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество3 июня 2015 8:57

Ко Дню 22 июня – Дню Памяти и Скорби

Возвращение без вести пропавшего
Немецкий воинский мемориал вблизи деревни Сологубовка

Немецкий воинский мемориал вблизи деревни Сологубовка

На днях я получил письмо от москвича Виктора Ляхова. Смесь черной печали и светлой радости. Печаль о том, что он потерял на войне своего деда, который с тех пор числился без вести пропавшим. И радость от того, что Виктор нашел место, где похоронен дед.

Впрочем, давайте вместе почитаем его письмо и посмотрим фото из семейного альбома Ляховых.

Виктор ЛЯХОВ: «Я НАШЕЛ МОГИЛУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕГО ДЕДА»

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

(из песни к кинофильму «Офицеры»)

Давно отгремела Великая Отечественная война. Герои известны. А вдовам, детям и внукам пропавших без вести солдат пора бы уже, наверное, смириться со своей печальной участью. Но «пропавшие» – это не то же самое, что «забытые». Жива в семьях Память, которая передаётся из поколения в поколение. Пропавших солдат не могут забыть, их ждут и ищут... Перед священностью такой Памяти безвестность порой уступает. 70 лет числился пропавшим без вести мой дед Варфоломей Трофимович ЛЯХОВ. Пропавшим, но не забытым. Наперекор времени я всегда верил: не может бесследно исчезнуть солдат, защищавший свою Родину. И судьба смилостивилась: я отыскал могилу деда!

Теперь я счастлив! Счастлив, что могу придти к своему Варфоломею Трофимовичу, поклониться его праху, положить цветы и зажечь свечу. Свечу моей Памяти и бесконечной Скорби...

СОЛДАТ И ВОЙНА

Варфоломей Трофимович ЛЯХОВ, 1902 года рождения, встретил войну в зауральском городе Шадринске Курганской области. У него была ответственная работа и какое-то время его даже не брали в Армию.

ЛЯХОВ Варфоломей Трофимович, 70 лет (1943–2013гг.) считавшийся пропавшим без вести

ЛЯХОВ Варфоломей Трофимович, 70 лет (1943–2013гг.) считавшийся пропавшим без вести

Призвали Варфоломея только осенью 1942 года, определив стрелком-красноармейцем в 19-й стрелковый Краснознамённый полк 90-й стрелковой Краснознамённой дивизии (I). Дивизия входила в состав 55-й армии (II) Ленинградского фронта (III) и с осени 42-го по февраль 43-го находилась в резерве.

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского (IV) фронтов прорвали блокаду Ленинграда, соединив его с «большой землёй» узким коридором вдоль южного берега Ладожского озера. До полного снятия блокады было ещё очень далеко. Немцы закрепились на Синявинских высотах и прицельно обстреливали наши позиции. В любое время они могли перейти в наступление и снова окружить Ленинград.

СИНЯВИНСКИЕ ВЫСОТЫ

Чтобы лишить немцев инициативы, наше командование решило овладеть Синявинскими высотами, которые имели важное стратегическое значение. Активное участие в этой операции принимала 90-я стрелковая дивизия – та самая, в которой служил Варфоломей Ляхов. В начале февраля её вывели из резерва и, включив в состав 67-й общевойсковой армии (V), перебросили на территорию Рабочих посёлков торфодобывающего предприятия «Назия». С этого плацдарма части дивизии многократно штурмовали занятые немцами высоты. 19-й полк Варфоломея вёл атаки на участке фронта, примыкающем к Посёлку №6. Топкие болота, окружающие Синявинские высоты, делали позиции немцев неприступными. Пехота ещё как-то передвигалась по болотам, а танки и артиллерия безнадёжно отставали. Без должной огневой поддержки атаки наших солдат были маломощными и легко отбивались противником. Потери были настолько большими, что в том же феврале 43-го войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли к обороне.

Следующее наступление началось только в мае. И снова, при больших потерях, оно захлебнулось. Решающие бои возобновилось в августе-сентябре 1943 года. К октябрю наши войска, наконец-то, овладели высотами и 27 января 44-го полностью сняли блокаду Ленинграда.

Сражение за Синявинские высоты стало для нашей армии одним из самых продолжительных и кровопролитных. Число погибших оценивается в 360 тысяч. Задумайтесь только: триста шестьдесят тысяч! – Это больше, чем потери Великобритании за всю Вторую мировую войну!

ДОМОЙ НЕ ВЕРНУЛСЯ...

Домой Варфоломей не вернулся. Семье сообщили, что он пропал без вести. И только через 70(семьдесят!) лет удалось выяснить его судьбу. Теперь мы знаем, что Варфоломей Ляхов погиб в бою за Синявинские высоты 6 февраля 1943 года. Немецкая пуля настигла его в окрестностях Рабочего посёлка №6 торфодобывающего предприятия «Назия» (VI).

ЛЯХОВ Варфоломей Трофимович: 110-й в списке безвозвратных потерь 19-го стрелкового Краснознамённого полка. В документе допущена опечатка: вместо «д.Байтулино» нужно читать «село Батурино»

ЛЯХОВ Варфоломей Трофимович: 110-й в списке безвозвратных потерь 19-го стрелкового Краснознамённого полка. В документе допущена опечатка: вместо «д.Байтулино» нужно читать «село Батурино»

Не сложилась военная служба у моего деда. Призвали осенью 42-го... До февраля 43-го ждал своего часа в резерве Ленинградского фронта... Чтобы потом, на передовой, погибнуть чуть ли не в первом бою... Не судьба! Похоронили его в полковом тылу, возле Пятого посёлка. На месте братского захоронения лежит могильная плита, над ней – металлический памятник...

Место первого захоронения ЛЯХОВА В.Т.: находится в 2-х километрах к юго- западу от Рабочего посёлка №5. Картину боёв воссоздают фрагменты диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Место первого захоронения ЛЯХОВА В.Т.: находится в 2-х километрах к юго- западу от Рабочего посёлка №5. Картину боёв воссоздают фрагменты диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Чёрная громада памятника образует чёрное кольцо, символизирующее окружённый немцами Ленинград… Кольцо разрывается соединением двух звёзд: белой и красной... Белая звезда – это Волховский фронт, а красная – Ленинградский... На красной звезде Ленинградского фронта есть кровь и моего деда! Он не стал героем. Да это и не важно. Ведь высшая доблесть солдата заключается в исполнении приказа. Ему сказали: «Иди в атаку!» – он пошёл и погиб, но приказ выполнил, отдав свою жизнь за освобождение Ленинграда.

НЕЗАБЫТОЕ ИМЯ

В послевоенные годы прах Варфоломея перезахоронили в посёлке Синявино-1. Это в пяти-семи километрах к северо-востоку от Рабочего посёлка №5, места первого захоронения деда. В Синявино-1, в братской могиле, покоится прах 29 тысяч советских солдат и офицеров. И каждый год это кладбище пополняется всё новыми и новыми останками, извлечёнными из ненасытных Синявинских болот. Из 29 тысяч погребённых 28 тысяч известны поимённо. Но на мемориальных плитах вокруг братского захоронения перечислены только 5 (пять?!) с половиной тысяч. А почему не все 28? – Местная администрация обещает: «По мере изготовления мемориальных плит фамилии воинов будут увековечены» (VII). Нашего Варфоломея увековечили только в 2014-ом, в год 70-летия снятия блокады Ленинграда. На одной из плит выбита скупая строка: «Ляхов В.Т. кр-армеец». Никто не забыт и ничто не забыто?!

Братская могила в посёлке Синявино-1: сюда останки ЛЯХОВА В.Т. были перезахоронены в послевоенные годы. У входа на кладбище – часовня Георгия Победоносца

Братская могила в посёлке Синявино-1: сюда останки ЛЯХОВА В.Т. были перезахоронены в послевоенные годы. У входа на кладбище – часовня Георгия Победоносца

ВСТРЕЧА НА КЛАДБИЩЕ

А в 25 километрах от Синявино-1, в том же Кировском районе, вблизи деревни Сологубовка, находится ухоженное немецкое кладбище. Это кладбище появилось недавно, в сентябре 2000 года, и стало крупнейшим воинским захоронением немцев в России. На серых плитах, с немецкой аккуратностью, перечислены все 80 тысяч солдат вермахта, погибших под Ленинградом с 41-го года по 44-ый. В центре сологубовского мемориала стоит огромный немецкий поклонный крест, а рядом, у входа – русский православный храм Успения Божией Матери. Близкое соседство символов двух когда-то враждующих народов – не что иное, как призыв к прощению и примирению с историей. Поэтому, находясь на кладбище, я подошёл к какому-то немцу, бродившему по центральной аллее, и протянул ему руку. Опешивший немец ответил мне рукопожатием. Это был Гюнтер из Нижней Саксонии. Его дед – Адольф фон Арним (снова см. фото №5) – погиб под Ленинградом в том же феврале 43-го, что и наш Варфоломей. Гюнтер так же, как и я, никогда не видел своего деда...

Какая же ты, война, глупая и жестокая... Ненавижу! Презираю и проклинаю тебя!

Немецкий воинский мемориал вблизи деревни Сологубовка, на котором немецкий поклонный крест соседствует с русским православным храмом

Немецкий воинский мемориал вблизи деревни Сологубовка, на котором немецкий поклонный крест соседствует с русским православным храмом

P.S. Об авторе.

Ляхов Виктор Фёдорович, 1957г.р., врач-уролог, кандидат медицинских наук, работает в Российском Университете Дружбы Народов (РУДН). Живёт в Москве.