Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество8 июня 2015 11:10

Вместо бородачей — мачо. Такая реклама Аль-Каиде и не снилась

История Варвары Карауловой, поддавшейся на пропаганду исламистов и отправившейся через Турцию влиться в их ряды в Сирии – первая история такого рода, получившая широкую огласку в России
Караулова, студентка философского факультета МГУ, по словам ее отца, многие годы вообще провела на Западе

Караулова, студентка философского факультета МГУ, по словам ее отца, многие годы вообще провела на Западе

Между тем, следует признать: в лице «Исламского государства» мир столкнулся с гораздо более коварным и изощренным противником, нежели была Аль-Каида. В том числе и в том, что касается пропаганды и рекрутирования «волонтеров» в свои ряды.

По данным на весну этого года, более 20 тысяч иностранных граждан из 90 стран мира влились в ряды ИГ в Ираке и Сирии. В том числе, как считают в Национальном антитеррористическом центре США, не менее 3400 бойцов рекрутированы в странах Запада. Подчас это люди, получившие отличное светское образование (та же Караулова, студентка философского факультета МГУ, по словам ее отца, многие годы вообще провела на Западе).

Это результат, в том числе, весьма умелой пропаганды ИГ, развернутой в соцсетях – в Facebook, Twitter, YouTube, WhatsApp... В отличие от той же Аль-Каиды, которая делала акцент на «контактную агитацию» в медресе и мечетях. В частности, по данным Госдепартамента США, только в «Твиттере» ИГ делает в сутки около 90 тысяч публикаций!

Специалисты признают, что агитация в исполнении ИГ (бюджет которого оценивается в 2 млрд долларов, Аль-Каиде и не снились такие масштабы) разительно отличается от прежней «мобилизационной» пропаганды исламистов: бойцы ИГ предстают не мрачными бородатыми фанатиками, зачитывающие нечто гневно-антизападное по-арабски на фоне черного флага джихада, а героическими, внешне привлекательными молодыми мачо, сражающимися за «идеалы». Исламисты обращаются к своей аудитории в каждой стране на ее языке. Их ролики скроены по всем законам рекламы. Она специально заточена на молодежь.

В том числе действует отдельная программа привлечения в ИГ молодых женщин, которых призывают не только становиться бойцами ИГ, но и женами «героических исламистов». В такой пропаганде на стороне исламистов задействованы и женщины, которые агитируют приезжать в Сирию и Ирак в поисках «преданных и надежных воинов джихада» в роли будущих мужей. Аль-Каида никогда, заметим, женщин к своей агитации не привлекала.

Точное число женщин-гражданок западных стран, отправившихся либо воевать на стороне исламистов, либо в поисках «надежных мужей», точно неизвестно. Спецслужбы скромно оценивают число таких в менее чем в 10% от числа мужчин, отправляющихся воевать из тех же стран за ИГ. Однако, к примеру, во Франции доля таких женщин оценивается до 45% от рекрутируемых «волонтеров-мужчин».

Про то, какую активность уже развило ИГ в России, наши спецслужбы не спешат поделиться с общественностью. Возможно, это отчасти оправдано задачами контртеррористической работы. Однако одним из сопутствующих – и вряд ли положительным – результатов такой скрытности стало то, что и общество в целом, и родители потенциальных жертв такой пропаганды в частности (как мы видим на примере Карауловой) остаются совершенно не осведомленными – и не настороженными – по поводу угроз, которые такая пропаганда несет для их детей.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Депортацию сбежавшей в Турцию студентки МГУ отложили из-за местных выборов

Ее адвокат говорит, что они будут добиваться признания Варвары Карауловой жертвой ИГИЛ

Студентка 2 курса философского факультета МГУ 27 мая, не предупредив родных улетела в Стамбул. В последнее время девушка вела себя странно: отказалась носить нательный крестик, на занятия ходила в хиджабе, переодеваясь в него по дороге на пары, сменила имя на Амину. (подробности)