Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика30 сентября 2015 22:00

Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!

Наш колумнист - о песне из кинофильма «Три товарища» [видео]
Михаил Светлов.

Михаил Светлов.

Фото: wikimedia.org

...Такой лозунг - аршинными, что называется, буквами - красовался на плацу в нашем полку, где я проходил срочную. Может, только замполиты знали о происхождении этих чеканных строк.

Мне же они были знакомы, прежде всего, потому, что наша школьная учительница пения (к сожалению, забыл, как ее звали), которая приходила к нам на уроки с аккордеоном, едва только брала мощные аккорды, как мы - тут же:

- Каховка, Каховка, родная винтовка,

Горячая пуля, лети!

Иркутск и Варшава, Орел и Каховка -

Этапы большого пути...

Тогда по ТВ иногда еще показывали художественный фильм Семена Тимошенко «Три товарища» (1935 г.). Главные герои этой ленты подружились еще в гражданскую, и вот теперь приехали на ударную стройку. "А помнишь в 20-м под Каховкой?"- спрашивает один из героев фильма у другому. Вот тут и звучит эта песня...

Гремела атака, и пули звенели,

И ровно строчил пулемет...

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идет.

Поначалу в сценарии песни не было. Ее «внес в фильм» композитор Исаак Дунаевский. И настоял на том, чтобы стихи написал уже известный в то время поэт Михаил Светлов (на фото).

Под солнцем горячим,

под ночью слепою

Немало пришлось нам пройти.

Мы - мирные люди,

но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути!

"Однажды неожиданно, - писал Светлов, - ко мне явился ленинградский кинорежиссер Семен Тимошенко. Он сказал: «Миша! Я делаю картину "Три товарища". И к ней нужна песня, в которой были бы Каховка и девушка. Я устал с дороги, посплю у тебя; а когда ты напишешь, разбуди меня...» Каховка - это моя земля. Я, правда, в ней никогда не был, но моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей...» Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через 40 минут. Сонным голосом он спросил меня: «Как же это так у тебя получилось, Миша? Всего 40 минут прошло!» Я сказал: «Ты плохо считаешь. Прошло 40 минут плюс моя жизнь».

В советские времена гадали: почему именно Каховке - небольшому в то время поселку на Херсонщине - посвятили песню? А потому, что недалеко от нее осенью 1920-го был плацдарм, который так и не смог преодолеть барон Врангель, хотя у его армии были английские танки и броневики.

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,

Как нас обнимала гроза?

Тогда нам обоим сквозь дым улыбались

Ее голубые глаза.

Светловская Каховка увековечена в камне и металле. Две скульптурные композиции на Украине - красноармейская тачанка под Каховкой, а в самой Каховке - фигура девушки из песни. Памятник «Каховчанке» есть и в Москве - на улице, которая, кстати, так и называется - Каховка.

Так вспомним же юность свою боевую,

Так выпьем за наши дела,

За нашу страну, за Каховку родную,

Где девушка наша жила.

***

Дорогие друзья! По-прежнему жду от вас новых заявок. И размышлений - о пережитом, о сокровенном. Если можно, укажите номер своего телефона - вдруг нужно будет что-то уточнить. Вот мой электронный адрес: gamov@kp.ru