Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика22 апреля 2016 14:00

Как вычислить справедливые дивиденды?

Искать дополнительные доходы казны надо осторожно, чтобы случайно не извести наиболее масштабных налогоплательщиков

В свете не самой радужной экономической ситуации, которая продолжается уже который месяц, финансово-экономический блок правительства тщательно пытается найти дополнительные источники пополнения государственной казны. В процессе поисков было предложено, в частности, такое свежее решение - вменение компаниям с госучастием норматива начислений дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли. Самим чиновникам такая идея очень понравилась и показалась крайне эффективной. Но для того, чтобы оценить и понять его реальный эффект, важно понять, как это предложение воспринял бизнес.

Но что будет, если сравнить некоторые результаты деятельности крупнейших российских госкомпаний по итогам прошлого года? Давайте рассмотрим общую картину на примере публичных данных «Роснефти», «Газпрома», «Башнефти», «Транснефти» и РЖД — это наиболее успешные компании последних лет, если брать в количественном отношении. Итак, за 2015 год эти компании начислили в бюджет в общей сложности 4042 млрд. рублей, из которых 2306 млрд. рублей (более 57%) приходится на «Роснефть». А доля налогов и пошлин от выручки за вычетом стоимости закупок товаров для перепродажи у «Роснефти» составила 50%, тогда как у «Газпрома» — 35%, «Транснефти» — 7%, РЖД — 4%. Таким образом, если взять долю всех начисленных налогов и пошлин к совокупным налоговым и неналоговым поступлениям федерального бюджета, то у «Роснефти» этот показатель будет равен 17%, у «Газпрома» — 14%, у «Башнефти» — 2%, у «Транснефти» — статистический ноль, у РЖД — 1%.

Теперь давайте поговорим о дивидендах. Важно отметить, что наибольшая величина дополнительных дивидендных расходов при переходе к нормативу 50% от чистой прибыли приходится как раз на «Роснефть» — 89 млрд. рублей (55% всех дополнительных доходов казны от указанных компаний), тогда как на все прочие представленные в нашем анализе компании, включая «Газпром» — всего 73 млрд.

Можно ли считать такую картину во взаимоотношениях госкомпаний с государством справедливой? Очевидно, что нет – пожалуй, она похожа на какой-то заговор против самой дорогой компании страны, и его основная задача - «обескровить» инвестпрограмму, уменьшить капитализацию и выбить из равновесия менеджмент.

Но что же по этому поводу думают аналитики рынка, которые готовят данные для фондовых инвесторов? По их мнению, в 2016 году в разработку новых проектов, от которых в первую очередь зависит рост добычи «Роснефти», а значит, поступления в бюджет и капитализация, — Наульского, Сузунского, Юрубчено-Тохомского месторождений — планировалось вложить порядка 100 млрд. рублей. Чуть меньше — 89 млрд. рублей - компания заплатит дополнительно в виде дивидендов.

А если сравнить картину с 2015 годом, то мы увидим, что тогда инвестпрограмма «Роснефти» составила более 600 млрд. рублей, и мультипликативный эффект от инвестиций составил 10 трлн. рублей. Сократим программу на 89 млрд. — не досчитаемся 1/6 части мультипликативного эффекта, то есть почти 2 трлн. рублей.

Возникает резонный вопрос – где же теперь «Роснефть» возьмет дополнительное финансирование, если учесть, что иностранные финансовые рынки для нее, в отличие от «Газпрома», закрыты?

Любопытно - Минэнерго полагает, что «Роснефти» нельзя повышать дивидендные выплаты до 50% от чистой прибыли, так как это приведет к сокращению инвестпрограммы на 10% и снижению добычи сразу на 2–3%. Добавим, что менять правила игры «на переправе» ни в коем случае нельзя не только для малого или среднего бизнеса, но и для крупнейших предприятий страны: и так они только и успевают уворачиваться от новых инициатив - сначала было повышение НДПИ, потом заморозка ставки экспортной пошлины, затем увеличение акцизов… А теперь дело дошло до нормативного изменения дивидендной политики.

Чем закончится история? Возможно, правительственная директива устоит, и без вины виноватые госкомпании, прежде всего «Роснефть», будут вновь спасать бюджет от дефицита. Увеличение норматива чистой прибыли на выплату дивидендов, скорее всего, приведет не только к росту цен и тарифов вертикально интегрированных нефтяных компаний и субъектов естественных монополий или к увеличению экономической нагрузки для конечных потребителей, но и к новому скачку инфляции, с которой государство и ЦБ борются изо всех сил. При этом и краткосрочные бюджетные задачи эффективно решены не будут.