Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Моя московская семья13 декабря 2016 14:00

Если ребенок за рулем квадроцикла задавил другого ребенка…

Новые транспортные средства – еще одна реальная угроза социального благополучия. Однако пока это «игра» без правил… [ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ]
Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что покупаем весьма опасную «игрушку», жертвой которой может стать любой.

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что покупаем весьма опасную «игрушку», жертвой которой может стать любой.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В последнее время на улицах можно увидеть самые разнообразные транспортные средства – гироскутеры, квадроциклы, сигвеи – на которых передвигаются, как правило, дети и подростки, причем зачастую без защитного снаряжения. И без сопровождения взрослых. Между тем, любое транспортное средство, тем более такое мощное, как квадроцикл, например, может стать источником опасности как для человека, им управляющего, так и для окружающих. Сегодня это реальная угроза жизни и здоровью людей, зачастую случайных прохожих.

Именно так и произошло с подростком Сашей Алешковым. В августе этого года он стоял на обочине дороги, когда на него наехал на своем квадроцикле соседский мальчик Никита Силуянов (12 лет). От полученных травм Саша скончался. Причем, как говорят очевидцы, до традегии квадроциклист неоднократно баловался за рулем, запугивая ребят возможным наездом; а также с разрешения родителей катался на высокой скорости по улицам, нередко создавая аварийные ситуации.

Этот случай не единственный. Подобные несчастья стали возможны по причине бесконтрольного передвижения несовершеннолетних лиц на достаточно мощных транспортных средствах. Более того, согласно существующим законам на сегодняшний день никого нельзя призвать к ответственности даже в случае гибели человека, если управлял транспортным монстром несовершеннолетний. Административный штраф – это все наказание, которое несут семьи малолетних виновников преступлений на дороге. Относительно размеров штрафов допускается практически единственная оговорка – он не может быть меньше ста рублей. Возникает логичный вопрос: а не получится ли так, что от безнаказанности подобных преступлений их количество еще возрастет? По сути, ситуация никак не контролируется государственными правоохранительными органами…

В таком случае, необходимо срочно создавать нормативно-правовые акты, которые будут регулировать правила передвижения на подобных транспортных средствах и предусматривать ответственность, которую могут понести родители за своих несовершеннолетних детей в случае невыполнения закона? Нельзя же и дальше оставаться равнодушным к хулиганскому и легкомысленному поведению детей и подростков на дорогах…

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений БУНИМОВИЧ:

- В самом деле, сегодня проблема безопасного применения различных технических средств на улицах (и на воде) стоит довольно остро. И я знаю, что даже «велосипедный» вопрос уже обсуждается в стенах ГИБДД. Многие горожане (и дети и взрослые) в теплое время года, следую здоровой тенденции, пересаживаются на велосипеды и таким образом становятся участниками дорожного движения. Однако из-за этого участились аварийные ситуации, потому что другие водители не успели привыкнуть к велосипедистам на трассах, а сами велосипедисты еще не научились соблюдать необходимые правила, в частности, не умеют правильно парковаться. Жизнь вокруг так быстро меняется, что мы не успеваем реагировать столь быстро, как это нужно, на эти перемены.

Безусловно, это запаздывание и безответственное пользование квадроциклами, снегоходами и проч. может привести и уже, увы, приводит к драматическим и даже трагическим событиям.

Чтобы создать недостающий механизм юридической ответственности, требуется огромная проработка многих нюансов и скоординированность действий большого количества ведомств. Уверен, что так в конце концов и будет. Но такая работа не делается быстро. А пока - и это, на мой взгляд, даже важнее, чем законотворчество – мы должны работать с сознанием людей. Причем, прежде всего, взрослых. Признаемся честно, что мы до конца не отдаем себе отчета в том, что подчас покупаем весьма опасную «игрушку», жертвой которой может стать любой. В том числе, мы сами и наши собственные дети.

Всем и каждому необходимо осознать этот факт. Это в какой-то мере обеспечит необходимую профилактику от несчастных случаев по вине детей на мощных транспортных средствах. Сегодня нужно хотя бы в рамках ОБЖ формировать представление о степени ответственности любого участника движения. Кое-что уже делается, чтобы изменить ситуацию в сторону безопасности на дороге. Например, мотосообщество совместно с Минобрнауки России планируют разработать для старшеклассников программу по подготовке к управлению мотоциклом (электровелосипедом, скутером и т.д.)

В рамках уроков ОБЖ взрослым школьникам планируют прочитать 2-хчасовой курс о транспортных средствах повышенной опасности. Также школьникам разъяснят, почему необходимо надевать шлем, специальную обувь, наколенники, экипировку. В некоторых московских школах подобные уроки уже проводят. На классные часы к школьникам приглашаются байкеры, которые делятся своим мотоциклетным опытом и рассказывают о возможных последствиях быстрой езды. Но согласен, что этого еще очень и очень мало.

«КП» тоже считает, что этого мало, причем преступно мало. Преступны и равнодушие, и бездействие официальных лиц, занимающих серьезные посты в государстве и знающих о подобных происшествиях по долгу службы, но ничего до сих пор не предпринявших для предотвращения аналогичных трагедий. Больше того, как показало наше собственное редакционное расследование: ни в ближайшем, ни в далеком будущем никто даже не намерен заниматься законотворчеством по данному вопросу. Сегодня мы подняли эту тему. И мы к ней еще вернемся. Как можно эту опасную ситуацию в огромной стране пустить на самотек? Рискованно – для потенциальных жертв и безнравственно – для тех, кто окажется за рулем.