Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+3°
Boom metrics
Общество13 июля 2017 3:20

Летняя творческая школа завершила занятия отчетным концертом

Более 50 учеников музыкальных школ Приморского края оттачивали мастерство под руководством настоящих маэстро
Каждый юный аккордеонист – уже лауреат. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Каждый юный аккордеонист – уже лауреат. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

В Приморском краевом колледже искусств завершила работу традиционная Летняя творческая школа (ЛТШ). У юных музыкантов, делающих первые шаги в мире искусства, и старшеклассников музыкальных школ, уже выбравших свою будущую профессию, есть кое-что общее. Каждый из них по-настоящему увлечен музыкой и уже достиг убедительных результатов. На летние занятия в колледже приглашают безусловно одаренных детей, тех, кто уже отличился на конкурсах регионального или российского значения, стал дипломантом или лауреатом. Более 50 приморских детей приехали из разных уголков Приморского края во Владивосток, чтобы получить уроки мастерства от выдающихся педагогов и музыкантов. В этом году занятия прошли по двум направлениям: «Хоровое пение» и «Исполнительское мастерство - баян, аккордеон».

Органное звучание

Профессиональными секретами с юными исполнителями поделился заслуженный артист России, профессор Дальневосточного государственного института искусств, лауреат премии губернатора Приморского края «За достижения в области искусства и культуры Приморья» Вячеслав Семененко. В его классе оттачивали мастерство 14 начинающих исполнителей. Профессору помогали два педагога: Михаил Саленко – преподаватель Приморского колледжа искусств и Мария Федунова - учитель музыкальной школы в селе Чугуевка, выпускница ДВГИИ 2017 года.

Вячеслав Тимофеевич рассказал, что в его классе Летней творческой школы собрались дети разного возраста и уровня подготовки. Это создало некоторые сложности на репетициях музыкальных произведений, написанных для больших ансамблей: младшие поначалу не успевали за заданным темпом, более опытные ученики, напротив, стремились освоить более сложные приемы. А уравнять их до среднего уровня никак нельзя, иначе теряется сама идея ЛТШ. Поэтому ансамблевые произведения разбиваются на партии разной степени сложности. Дуэты или трио аккордеонистов подбираются из детей примерно одинакового уровня исполнительского мастерства.

Методика обучения в ЛТШ такова: сначала исполнение ребенка слушает профессор Вячеслав Семененко, определяет сильные и слабые стороны его мастерства. Дает задания, выполнить которые помогают педагоги-ассистенты. После освоения нового материала с учеником снова проводит занятие мэтр. В этом особенность музыкального образования – индивидуальные занятия с преподавателем, только так можно вырастить музыканта.

Вячеслав Семененко. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Вячеслав Семененко. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

- Летняя творческая школа станет на порядок более продуктивной, если все дети будут приезжать на занятия вместе со своими преподавателями, - уверен профессор Вячеслав Семененко. – Чтобы педагог был включен в занятия здесь и потом продолжил их в своей музыкальной школе. Ребенок, конечно, в любом случае получит новые навыки и знания в ЛТШ, но стратегические задачи музыкальной педагогики может воспринять только учитель.

Золотые голоса

Мастер-классы хорового пения провел Михаил Славкин - кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель «Образцового детского коллектива» (детский хор «Преображение» – лауреат международных и всероссийских хоровых конкурсов и фестивалей), член Союза композиторов России. Маэстро уже третий год участвует в работе Летней творческой школы Приморского края. И попасть на занятия со Славкиным стремятся не только ученики музыкальных школ, но и руководители хоровых коллективов нашего региона.

Михаил Славкин. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Михаил Славкин. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

- Я заметил, что хоровой жанр в Приморском крае пользуется большой популярностью, - рассказал «Комсомолке» Михаил Славкин. – А в этом году были превзойдены все ожидания - в Летней творческой школе полный аншлаг по этому направлению. На учебу собрались более 50 детей и еще 25 хормейстеров. Хотелось бы еще отметить, что профессиональный уровень участников ЛТШ существенно выше, чем в предыдущие годы. Это говорит о серьезном уровне музыкального обучения в регионе и о достаточно требовательном отборе учеников.

В самом деле перед организаторами ЛТШ-2017 стояла непростая задача – выбрать, кого из школьников пригласить на летние занятия. Ведь лауреаты региональных конкурсов в номинации «хоровое искусство» - это целые коллективы. Поэтому предложения об участии в учебе были направлены руководителям хоров. А они вместе с ребятами уже сами решали, кто будет «делегатом» в творческой школе.

Сводный хор ЛТШ был академическим, но репертуар, который осваивали школьники, отличается разнообразием. Дети, конечно, исполняли произведения мировой классики, песни лучших советских и российских композиторов, знакомились с духовной музыкой и, что довольно неожиданно, в составе хора пели джаз. Для педагогов, приехавших в Летнюю творческую школу из разных уголков Приморья, занятия были настоящими курсами повышения квалификации. По окончании каждый из них получил соответствующий сертификат. Это важно для их дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, учеба позволит им обогатить репертуар своих коллективов.

- Многое из того, что мы здесь разучивали, практически недоступно ни в магазинах, ни в интернете, - рассказал Михаил Иосифович. – Я привез рукописные партитуры, предоставленные непосредственно композиторами. Произведения интересны и детям, и взрослым. Общими усилиями мы стараемся не просто возродить хоровое искусство, но и повысить его уровень.

Урок с профессором Семененко. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Урок с профессором Семененко. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

По ступеням мастерства

Проект дополнительного образования «Вверх по ступеням мастерства» поддерживается краевой администрацией и департаментом культуры. Одной из своих главных задач Летняя творческая школа ставит развитие природных дарований детей, профессиональную ориентацию.

Владимир Перекрест. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Владимир Перекрест. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

- Для нас это не бизнес-проект, - считает директор Приморского колледжа искусств Владимир Перекрест. – Главное, что мы знакомимся со своими будущими студентами. Те дети, у которых горят глаза во время занятий в ЛТШ, я уверен, придут к нам на вступительные экзамены. Музыканты в Приморском крае очень востребованы. У нас ощущается нехватка педагогов детских музыкальных школ, молодые профессиональные таланты нужны многим творческим коллективам.

Слова руководителя колледжа подтвердил и выпускник ЛТШ-2017 Даниил Якунин. Уссурийский школьник, перешедший в девятый класс, заслужил приглашение в летнюю школу, заняв второе место на краевом конкурсе в номинации «Исполнительское мастерство - баян, аккордеон».

- По окончании школы я поступлю в Приморский колледж искусств. Потом - в институт искусств. Когда стану дипломированным музыкантом, планирую преподавать в детской музыкальной школе. А вообще моя мечта – стать дирижером оркестра народных инструментов, - поделился подросток с «Комсомолкой».

Парень настойчиво работает над тем, чтобы мечта стала реальностью. Хотя на дворе каникулы, помимо занятий с педагогами ЛТШ Даниил не менее четырех часов в день уделяет самостоятельным репетициям. И вовсе не считает, что это как-то портит каникулы, ведь учеба с каждым днем приближает его к поставленным целям:

- Я очень рад, что попал в Летнюю творческую школу. Занятия с педагогами мне очень много дали. Еще было интересно сравнивать свое исполнение с уровнем других аккордеонистов. Мне очень понравились условия в колледже: отличные классы, студии. Нас поселили в общежитии - там тоже все высший класс, очень удобно и красиво.

Несмотря на загруженность учебой, участники ЛТШ-2017 находили время и на футбольные матчи, и на интересные экскурсии. Особенно, по словам ребят, их впечатлила экскурсионная поездка на остров Русский, где они увидели объекты Владивостокской крепости и узнали много нового о столице Приморья.