Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+11°
Boom metrics
Общество20 июля 2017 2:30

«В капле – лекарство, в ложке – яд»

Службе клинической фармакологии Приморского края - 20 лет
Слепое доверие рекламным обещаниям может нанести серьезный вред здоровью. Фото: Олег БЕЛОВ.

Слепое доверие рекламным обещаниям может нанести серьезный вред здоровью. Фото: Олег БЕЛОВ.

Независимо от того, к какому специалисту обращается пациент, в большинстве случаев визит к врачу завершается получением рецепта на тот или иной препарат. Современная медицина немыслима без лекарственных средств. Однако их применение требует глубоких специальных знаний. «В капле - лекарство, в ложке – яд», - так говорили древние врачи, и это по сей день является истиной. Поэтому в 1997 году и появилась новая врачебная специальность «врач – клинический фармаколог».

Екатерина Елисеева. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

Екатерина Елисеева. Фото: Елена АСТАФУРОВА.

О том, какие задачи решает служба клинической фармакологии, с какими проблемами приходится сталкиваться специалистам, рассказала доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора департамента здравоохранения Приморского края, заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии Тихоокеанского государственного медицинского университета Екатерина Елисеева.

На страже здоровья

- Екатерина Валерьевна, чего больше в клинической фармакологии – исследовательской работы или врачебной практики?

- Оба направления деятельности в клинической фармакологии неразрывно связаны. Сотрудники службы консультируют больных, у которых диагностированы неблагоприятные реакции на препараты, имеется высокий риск развития нежелательных эффектов лекарственной терапии, отмечается неэффективность проводимого лечения, используются препараты с узким терапевтическим индексом и антибиотики резерва. Клинические фармакологи службы участвуют в экспертизе историй болезни, проводят выборочную экспертизу листов назначений, организуют разборы, проводят экспертизу сложных случаев, осложнений и ошибок лекарственной терапии. Важными задачами также являются планирование и проведение клинических испытаний лекарственных средств.

- Фармацевтический рынок сейчас бесконечен, никаких бюджетов недостаточно, чтобы закупить все, что предлагает эта отрасль экономики. Какова роль клинических фармацевтов в выборе препаратов, которыми должны быть обеспечены лечебные учреждения?

- Действительно, современные условия работы ставят перед практическими врачами новые задачи. Региональные органы здравоохранения и руководители клиник имеют возможность самостоятельно принимать решения и участвовать в распределении средств, отпускаемых на лекарственные средства. Для того чтобы рационально распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, необходимы объективные критерии для решения вопроса о приемлемости и доступности той или иной схемы фармакотерапии. Сделать объективный выбор в пользу нужного препарата позволяют исследования, которые дают возможность применить методы экономической оценки непосредственно к лекарственным средствам. Клиническая фармакология сегодня - это дисциплина, интегрирующая накопленный клинический опыт, методы доказательных исследований и фармакоэкономического анализа.

- Какой эффект приносит аналитическая работа?

- При эффективной работе службы проводится реструктуризация закупок лекарственных средств для стационаров, что позволяет полностью исключить затраты на второстепенные препараты и препараты с недоказанной клинической эффективностью. Проведение внутреннего аудита клиническими фармакологами позволяет оптимизировать структуру назначений лекарств в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013 - 2020 годы в части обеспечения населения лекарственными средствами. Более эффективно использовать бюджетные средства, снизить среднюю стоимость рецепта и уменьшить количество нерационально используемых препаратов.

Главное – не навредить

- Екатерина Валерьевна, насколько серьезны риски, связанные с побочным действием того или иного препарата?

- Возрастающее потребление лекарственных средств становится нормой жизни - доля лекарственной терапии в лечении составляет до 95 процентов. При этом структура применения препаратов не всегда имеет оптимальный характер. Осложнения, связанные с побочными действиями лекарственных средств, исчисляются сотнями тысяч. В отдельных странах осложнения фармакотерапии занимают 4 - 6-е место в структуре смертности, что связано с внедрением в медицинскую практику большого числа лекарственных средств, обладающих высокой активностью, их нерациональным использованием, применением некачественных и фальсифицированных препаратов. Кроме того, необходимо учитывать, что не всегда нежелательные реакции, связанные с применением лекарственных средств, могут быть установлены на этапе клинических исследований.

- Талидомидовая трагедия 60-х годов тому пример?

- Безусловно. Именно применение седативного препарата беременными обернулось развитием тяжелых патологий более чем у десяти тысяч детей, в то время как талидомид считался хорошо исследованным. Сегодня проблема взаимоотношений лекарственных средств и развивающегося плода приобретает особую остроту. До 60–80 процентов беременных, не страдающих какими-либо хроническими заболеваниями, принимают различные препараты. Вероятность их применения многократно повышается при наличии сопутствующих хронических заболеваний, что является серьезной проблемой. А усугубляет ее коммерческая доступность практически любых лекарственных средств.

Рекламная зависимость

- Чем опасна агрессивная реклама лекарственных препаратов, которая, хотя и ограничена законодательно, тем не менее, продолжает воздействовать на многих впечатлительных пациентов?

- Агрессивная реклама лекарственных средств часто приводит к нарушению врачебных предписаний и схем их применения. Пациенты заменяют препарат на рекламируемый и ориентируются не на назначение врача, а на рекламу со всеми пагубными последствиями для здоровья.

В соответствии с требованиями реклама безрецептурного препарата в СМИ не должна представлять его как уникальное, наиболее эффективное и безопасное средство, создавать впечатление ненужности обращения к врачу. В этических нормах, предусмотренных Российским рекламным кодексом, говорится о том, что «реклама лекарственных средств не должна создавать у здорового человека впечатление необходимости применения данного препарата». Однако, несмотря на существующие правила, выявляются многочисленные нарушения законов и этических требований. В публикациях, касающихся эффективности лекарственных средств, может намеренно преувеличиваться терапевтическая выгода и преуменьшаться (или замалчиваться) информация, касающаяся возможных неблагоприятных реакций.

- Однако нередки случаи, когда пациент делает в аптеке «мелкооптовые» закупки в соответствии с рецептом, полученным от лечащего врача…

- Назначение пациенту одновременно более пяти лекарственных средств, к сожалению, стало обычным явлением как для стационаров, так и для амбулаторных учреждений. Случаи, когда одному больному одновременно назначается семь, десять и более препаратов одновременно, являются скорее правилом, чем исключением. Столь внушительное количество назначений создается обычно за счет необоснованного назначения нескольких препаратов одной группы либо за счет назначения препаратов с недоказанной терапевтической эффективностью.

- О чем это говорит, о недостаточной информированности врачей?

- Специалисты констатируют наличие острого дефицита объективной, непредвзятой информации как по новым, так и по давно используемым препаратам. Производители проводят исследования и разработку не только для совершенствования лечения, диагностики и профилактики заболеваний, но главным образом — для получения прибыли. Врачи и пациенты могут подвергаться агрессивному информационному воздействию, что влияет на их выбор благодаря маркетинговой активности, а не объективной информации. Поэтому вопрос качественного информационного обеспечения врачей, провизоров и пациентов в отношении безопасности лекарственных средств рассматривается как один из самых актуальных в клинической фармакологии.