Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды14 августа 2017 22:00

Иосиф Пригожин о «Москвиче», на котором разбился Цой: Мы пришли покупать его с пакетом денег - в нем лежали 33 000 рублей

Известный продюсер рассказал, как у лидера группы «Кино» появился автомобиль, ставший для него роковым
У Виктора Цоя «Москвич-2141» был первой машиной и опыта вождения не было никакого. Фото: wikipedia.org, Галина Кмит/РИА Новости

У Виктора Цоя «Москвич-2141» был первой машиной и опыта вождения не было никакого. Фото: wikipedia.org, Галина Кмит/РИА Новости

15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе погиб легендарный Виктор Цой. Рок-музыкант ехал на своем серебристом «Москвиче», своей первой и последней машине, о которой долго мечтал.

Известный сегодня продюсер Иосиф Пригожин, муж певицы Валерии, те годы был помощником у Юрия Айзеншписа. Именно Пригожин покупал для рок-легенды тот самый серебристый «Москвич-2141», на котором музыкант разбился в нескольких километрах от Риги.

- В 1988 году, когда Цой уже был мегавездой, его продюсером был Юрий Шмильевич Айзеншпис. Он нас и познакомил, - рассказывает Иосиф Пригожин. - И постольку я у него был на подхвате, как помощник, то какие-то задачи по его просьбе выполнял. Одна из таких просьб в 1990-м была съездить с Виктором на АЗЛК и купить ему тот самый «Москвич», на котором он впоследствии… Этот автомобиль, серебристый, тогда был очень модным.

Сам Цой денег не касался. Поэтьому Юрий Шмильевич мне выдал пакет денег и отправил за покупкой. Тогда, в 90-е годы, все работали за наличные, без банков. И мы, естественно, за наличные пошли этот «Москвич» покупать. Помню, что у меня в пакете лежали 33 000 рублей, а машина стоила 32 500 рублей. Айзеншпис сказал: «Я договорился, отдашь пакет - и все». Я и отдал, не пересчитывая. И оказалось, что на 500 рублей больше отдал. Не знаю, забирал их потом Айзеншпис или нет.

- Тогда же простым людям машину было не достать.

- Машины были дефицит, конечно! И Айзеншпис этот дефицитный автомобиль достал. А, когда мы уже сели в салон, оказалось, что в автомобиле нет бензина. Это сейчас продают машины с полным баком. Мне пришлось останавливать первый попавшийся грузовик. Водитель моментально узнал Цоя, был его поклонником. Он нам помог - через резиновый шланг из своего бака перелил бензин нам. В тот день Цой опаздывал в аэропорт, летел в Японию с группой «Кино» и Джоанной Стингрей. Поэтому мы перегнали машину в Беляево, где он жил в то время, поставили ее под брезент.

- Цой был хорошим водителем?

- У него это была первая машина. И опыта вождения было мало. У нас в 90-е у всех не было опыта. Не жизненного, никакого. В день покупки я гнал машину. Виктор сидел рядом и сказал: «Йося, ты на дороге не хулигань, потому что плохо может закончится».

- Было предчувствие, что эта, купленная с вашей помощью машина станет для Виктора роковой?

- Есть реальная жизнь, а что будет завтра, никто из нас не знает. Где-то, наверное, наверху есть какая-то кнопка - пульт от наших душ, от наших сердец, от нашей головы. Я думал, что такие люди как Виктор должны жить долго. Но его песни остались в сердцах и в истории русской культуры. Это была поэзия и музыка, которая отражала время. Ничего не изменилось с тех пор: «2000 лет война, война безо всяких причин. Война - дело молодых, лекарство против морщин». Это абсолютно точно.

Самое главное воспоминание о Викторе, что он был очень добродушный, не пафосный, очень внимательный к тем, с кем общался. Не было у него снобизма. Хотя он по-прежнему единственный в нашей современной России артист, кто собрал менее чем за сутки 70 тысяч зрителей! Утром вышли билеты вышли, а вечером все были раскуплены. Такого я представить себе не мог и больше подобного не встречал.