Разбившийся накануне самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний" в аэропорту Домодедово за неделю до катастрофы. Фотопредоставлено "Комсомольской правде"
1. Почему в Орск и другие небольшие города не летают крупные и надежные перевозчики типа «Аэрофлота»?
-Если по всем маршрутам, включая мелкие региональные, будет летать один «Аэрофлот», мы сами же будем недовольны — что нет конкуренции и билеты не по карману, - поясняет Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA.ru. - На авиационном рынке у всех есть своя специализация. Магистральные маршруты — где самый большой поток пассажиров и самая большая рентабельность — поделены между первой десяткой крупнейших авиакомпаний. Тот же «Аэрофлот» сейчас — авиакомпания премиум-класса. Зачем ей перевозки на маленьких самолетиках на внутрирегиональных линиях?
Для этого и существуют небольшие компании, которые на магистральных авиалиниях конкурировать не могут — для этого у них недостаточно средств. Они летают туда, куда людям летать надо, но большой лайнер не загрузить, нужны самолеты типа Ан-148 на 50-75 мест. У нас таких перевозчиков «второго эшелона» достаточно много, «Саратовские авиалинии» - один из них, они как раз специализировались на маршрутах, которые крупным компаниям не интересны.
2. У «Саратовских авиалиний» достаточно странная сеть маршрутов. Иркутск — Чита, Минводы -Ереван...
-Ничего необычного. Такие авиакомпании ищут для себя какие-то свои сегменты. Где находят, там и летают. Начинают со своего региона, а потом пытаются встать на аналогичные маршруты в других регионах. Никто ведь не запрещает летать из любого города в любой город, у авиакомпаний нет жесткой привязки к региону.
3. Как быть с тем, что мелкие компании с трудом выживают и летают на всяком старье?
- По старым самолетам — в случае с Ан-148 этот аргумент сразу отбрасываем, потому что это достаточно молодой самолет. Самому старому Ан-148 чуть больше пяти лет, для самолета это не возраст.
По компании. К сожалению, сейчас и крупным перевозчикам выживать непросто. Причина простая — сильный дисбаланс между себестоимостью авиаперевозок внутри страны и возможностями граждан это оплачивать. Пока этот дисбаланс сохранится — и либо люди не разбогатеют, либо сверху не сделают что-то для снижения накладных расходов в авиации - у нас региональные перевозчики будут такими, какие они сейчас есть. Слабенькими и балансирующими на грани рентабельности. Но это не значит, что если компания мелкая — у нее обязательно все плохо и летать ею страшно. А если крупная — то все хорошо. Посмотрите статистику: как раз многие мелкие компании летают годами без всяких проблем.
ДОСЬЕ «КП»
По данным Росавиации, более 65% пассажиропотока у нас приходится всего на пять крупнейших авиакомпаний. У более чем половины перевозчиков, занятых у нас на регулярных линиях, меньше миллиона пассажиров в год. Для сравнения, у «Аэрофлота» их в 2017 году было более 32 миллионов.
ВОПРОС ДНЯ
Нужны ли огромной стране такие мелкие авиакомпании?
Вадим БАЗЫКИН, заслуженный пилот России:
- Они и раньше были, и их было много. В каждом городе был свой аэропорт и своя авиакомпания. И работали они достаточно успешно. Дело не в том, что авиакомпания маленькая. Дело в том, что воздушный транспорт - самый дорогой. И нужна госполитика в области гражданской авиации, которая должна регулировать все процессы.
Георгий ГОРОДЕЦКИЙ, председатель Русского гражданского общества, член ЛДПР:
- Авиакомпании должны быть всякие - крупные и небольшие, премиального класса и бюджетные. Разнообразие нужно поощрять. Чего не должно быть - посредственного осмотра техсостояния самолетов и кустарных запчастей.
Роман АЛЕХИН, президент Ассоциации социальных предпринимателей:
- Катастрофы происходят не из-за размера компании, а из-за погоды, квалификации летчиков, соблюдения безопасности, состояния самолетов. Цены на полеты слишком высоки в России и по отношению к иностранным компаниям, и по отношению к зарплатам россиян. А если убрать конкуренцию на рынке, то они вырастут еще.
Петр ШКУМАТОВ, общественный деятель:
- Вряд ли есть прямая зависимость между размером авиакомпании и безопасностью полетов. А если она где-то есть, то это прямой повод вмешаться регулятору.
Владимир МАМОНТОВ, гендиректор радиостанции «Говорит Москва»:
- Все, что создано с единственной целью - отпилить в свою пользу кусок бывшего большого пирога, опасно. Там начинают экономить, юлить, выкручиваться - и это плохо кончается.
Вячеслав ДАНИЛОВ, исполнительный директор Центра политического анализа:
- Чем больше таких компаний, тем шире покрытие России сетью воздушной связи. А к катастрофе - косвенно - привела как раз неадекватная политика монополизации на рынке услуг перевозчика. Когда рынок монополизирован, когда конкуренция искусственно устраняется, начинаются проблемы.
Андрей КИСЕЛЬНИКОВ, авиалюбитель:
- Региональные авиакомпании необходимы стране. Это из Москвы легко улететь куда угодно, а как быть жителям того же Саратова, например? В противном случае останется монополист, и все рейсы будут проходить только через Москву. Это очень неудобно и неправильно с учетом размеров России.
Светлана ЛЕБЕДЕВА, врио главы заполярной Игарки:
- Наш город - на Крайнем Севере, и малая авиация - жизненная необходимость. Практически все продукты и товары завозные. Летом доставка авиацией и речным транспортом, зимой - только авиацией. С ноября до весны работает зимник, но из-за погоды он не всегда открыт. Автобусами добраться до Красноярска (2000 км) - нереально. Выход один - билет на самолет (до Красноярска он стоит от 10 до 20 тысяч рублей).
СПИСОК ПОГИБШИХ В АВИАКАТАСТРОФЕ АН-148
Редакция "Комсомольской правды" соболезнует семьям и близким погибших
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
СК: Ан-148, рухнувший в Подмосковье, взорвался при ударе о землю
По данным следствия, на месте крушения был обнаружен только один «черный ящик» Ан-148 (подробности)
«Самолет рухнул в овраг, а тела разбросало повсюду": очевидцы рассказали о первых минутах после трагедии
Самолет АН-148, вылетевший из Домодедово в 11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета рухнул в Подмосковье в районе деревни Степановское. Пассажиры и экипаж, а это 71 человек, не выжили (подробности)
Почему не объявлен общероссийский траур из-за крушения Ан-148
После падения пассажирского самолета в Подмосковье погиб 71 человек. В Оренбургской области (Ан-148 летел рейсом Москва-Орск) 12 февраля объявлен траур. Но читатели «КП» задались вопросом: почему же день скорби официально назначили только в одной губернии, а не по всей стране? (подробности)
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Саратовские авиалинии» приостановили полеты самолетов Ан-148
Компания сообщила о том, что в январе двигатель разбившегося самолета проверяли специалисты украинского предприятия (подробности)
ВЕРСИИ
Главные версии катастрофы Ан-148: человеческий фактор, отказ двигателя и погода
Следственный комитет сразу возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». (подробности)
ПАМЯТЬ
Последний день: что мы знаем о погибших при крушении самолета
71 оборвавшаяся жизнь: так внезапно, так страшно, так, что нет слов, чтобы передать близким погибших слова соболезнований. Что могло произойти там в воздухе, теперь предстоит выяснить экспертам (подробности)