Фото: Michael Muller‘s
29 апреля Илья Лагутенко со товарищи будет отмечать в уральской столице юбилей своего первого и, пожалуй, самого знаменитого альбома «Морская». Ровно 20 лет назад он записал «Владивосток 2000» и «Утекай» - хиты, которые затем стали его визитной карточкой. Перед большим концертом в уральской столице «Комсомолка» поговорила с артистом о дочках, музыке и Екатеринбурге.
- В Екатеринбург вы приедете с альбомом «Морская». Какие песни с этого альбома для вас самые любимые?
- «Вдруг ушли поезда» – я считаю ее самой необычной песней альбома, и то как она до сих пор «работает» для меня лично как для слушателя и исполнителя – просто удивительно. Конечно, «Владивосток 2000». Тогда, 20 лет назад, я не думал, что ее ждет такое «эпохальное» будущее. Мне казалось, что «Девочка» и «Скорость» должны были стать первыми синглами, представляющими альбом. Но мы записали «Утекай», и стало понятно, что это самая «доходчивая» композиция в альбоме, сделали ставки на нее. А вот «Владивосток 2000» я вообще не расценивал как потенциальный хит – для меня эта песня была фиксацией конкретных владивостокских реалий и эмоций 1990-х, и я не думал, что эта песня кому-то будет интересна кроме моих друзей и местных жителей. Но вышло все иначе.
- Есть на альбоме «Морская» песня, с которой связана необычная история из вашей жизни? Может, романтическая?
- Скорее, фантастическая, и это тоже «Владивосток 2000». Не часто, согласитесь, песни превращаются в купюры… «Забывы» были, пожалуй, самой личной песней, я тогда жил в Лондоне, и кто-то из знакомых рассказал мне, что один из музыкантов, который записывал с нами альбом «Делай ЮЮ», в начале 90-х был убит шальной пулей во время перестрелки в ресторане, где он подрабатывал по вечерам. Это казалось обычным делом во Владивостоке 90-х. У меня вообще погибло много друзей и знакомых моей молодости в разных, иногда просто уму непостижимых обстоятельствах. Я поэтому по тем временам абсолютно не ностальгирую. Эта песня для всех них.
- На концерте в Екатеринбурге будет морская атрибутика. Так пишут в анонсах. А зрители могут прийти в тельняшках и бескозырках?
- У нас на концертах форма одежды – дело не приказное. Для наших слушателей, наверное, это уже традиция – «морской дресс-код» на концертах. Но у каждого свой корабль: кто в лодке с парусом, кто на круизном лайнере. В Екатеринбург привезем не только нашу морскую атрибутику, но и винил «Морская», который мы выпустили лимитированным тиражом. Для новой версии пластинки был сделан специальный прямой ремастеринг с оригинальной мастер ленты, записанной в 1996 году на Alaska Studios в Лондоне. Пластинка отпечатана лимитированным тиражом на 180-граммовом виниле в Германии.
- В клипе на песню «Утекай» вы наголо бреете девушку. Долго пришлось ее уговаривать? Для вас это был первый опыт парикмахера? Своим дочкам вы косички не заплетаете?
- Это была идея режиссера Михаила Хлебородова. Девушка была знакомой кого-то из съемочной группы. Она была моделью, и ей все равно надо было менять часто прически. Я до сих пор не понимаю, почему такой простой трюк вызвал столько реакции публики. Я вообще не очень хорошо понимаю вкусы и потребности широкой публики.
20 ЛЕТ НАЗАД НАС НАЗЫВАЛИ "ГРУППОЙ-ОДНОДНЕВКОЙ"
- В свое время вас можно было назвать «неформатной» группой для отечественной сцены. Есть на ваш взгляд сегодня такие «неформатные» группы в России? Может тот же Face или Элджей? Как вы вообще относитесь к современным исполнителям?
- Я так понимаю, что на собственном примере нам удалось доказать факт, что скажем так, «штучный» товар тоже может быть востребован. В ситуации никак не отмирающей «старой песни о главном» это вселяет уверенность в уже не одно поколение молодых творцов. Я неплохо, как мне кажется, ориентируюсь в российской инди-сцене. Пять лет фестиваля V-ROX во Владивостоке, на который поступали сотни заявок от молодых музыкантов, которые мы отслушивали с оргкомитетом все до единой, обязывали быть в курсе. Кроме того, и в московском Мумий Тролль Music Bar регулярно проходят концерты молодых музыкантов – мы с удовольствием безвозмездно предоставляем им площадку для выступлений. А когда 20 лет назад вышел альбом «Морская», журналисты и музыкальные критики наперебой называли нас «группой-однодневкой» и прогнозировали скорое забвение нашему «неформату».
Дочки Лагутенко часто бывают вместе со знаменитым папой на концертах
Фото: Тимур ХАНОВ
ДОЧКИ ЖИВУТ ЗА КУЛИСАМИ
- Своим дочкам вы бы разрешили слушать современных исполнителей? В их песнях частенько мелькают нецензурные словечки?
- Они слушают разную музыку, которая звучит дома и которую они знают от своих друзей. Часто бывают на концертах. Им нравится общаться с моими коллегами музыкантами. Девочки с малых лет знают о том, как все происходит за кулисами и им нравится музицировать самим. Я спокойно отношусь к разным словечкам, я, отчасти профессиональный лингвист, мне интересно как развиваются языки в современном мире, откуда берутся и как приживаются неологизмы. Сейчас очень интересно, как люди общаются в онлайне и живьем.
- Вы так много времени проводите в Японии и в Лос-Анджелесе? И почему? Здесь вас знают, любят.
- Я, к вашему сведению. прописан во владивостокской новостройке, регулярно плачу за воду и свет. Рядом еще есть свободные квартиры. Хотите переехать по соседству? Можем еще и гектар вместе взять на Дальнем Востоке! Построим уральскую сцену фестиваля V-ROX.
И рядом Япония, что в 2017 году действительно почти стала моим вторым домом. Министерство культуры РФ запустило в Японии серию культурных мероприятий «Русские сезоны». Учитывая мое многолетнее сотрудничество с японскими музыкантами, мне предложили в дополнение к традиционной классической программе, показать, чем живут современные российские таланты. Так родилась идея презентации в Японии фестиваля Far From Moscow, который мы уже презентовали в США ранее. Он объединяет гастрономию, рок-музыку, диджеев и моду. Но придумать – это одно, а воплотить в жизнь, да еще и в далекой стране, оказалось непростой задачей, и потребовало очень много энергии и ресурсов от меня лично и моей небольшой команды энтузиастов. Так что на какое-то время я почти поселился в этой стране.
В Лос-Анджелесе же находятся все офисы крупнейших мировых агентств по международным гастролям и фестивалям. По роду деятельности мне приходится много общаться с представителями международных продюсерских компаний. Я до сих пор остаюсь безнадежным мечтателем. По поводу того, что Владивосток мог бы стать платформой для культурного обмена и общения между Востоком, Западом и Россией. Нам очень не хватает взаимопонимания, нужно уметь учиться друг у друга. Любовь бывает скоротечной, нужно уметь не только брать. но и отдавать. Я не настолько тщеславен. чтоб выжимать народную любовь до последней капли. Мне всегда казалось. что история Мумий Тролля должна дать жизнь сотням других групп. Я, например, много слышал хорошего о «Ночи музыки» в Екатеринбурге. Я мог бы помочь устроить ее «смотрины» и во Владивостоке, и в Японии, и в Техасе... Но такое впечатление, что самим уральским музыкантам неинтересна такая инициатива. Почему?
Фото: Элиот Ли Хейзел
В «КРУГОСВЕТКЕ» НАМ ДАЛИ ПО КОЙКЕ
- Ваш стиль неоднократно отмечали модные журналы и дизайнеры. Стилем ваших детей занимаетесь вы или супруга? Кто ходит с ними по магазинам, выбирает платья, шубки? Сейчас такой огромный выбор одежды для детей.
- Мы не ходим по магазинам. У нас такой нет статьи семейного времяпрепровождения. Мы люди скромные, за нарядами не гоняемся. Если что-то необходимо- то все можно найти за пять секунд онлайн. Я так понимаю. что в нас есть ген «стильности», видимо по линии моей мамы.
- Все мечтают отправиться в «кругосветное путешествие. Вы там побывали. С какими трудностями столкнулись и что вам больше всего понравилось в «кругосветке»? Если не секрет, каков был бюджет поездки?
- Кругосветное путешествие мы осуществили на барке Росрыболовства «Седов». Они нас взяли на борт бесплатно. Кормили и дали каждому по койке. А мы играли в ключевых портах концерты, тоже бесплатно, к общей радости и хорошему настроению. Это был ценный опыт для меня лично и для всех музыкантов группы. Когда ты в море, вдали от сиюминутных проблем и новостей, кажущихся такими важными, дает возможность взглянуть по-новому, прежде всего, на себя. В путешествии мы сняли фильм «SOS Матросу», который уже вышел в российский прокат. Доделывали его почти пять лет, и монтаж и был главной статьей расходов соизмеримым с другими документальными фильмами. Для меня «SOS Матросу» – абсурдный и странный фильм, не похожий на фильм вообще. Решив выпустить его на экраны, я понял, что это, наверное, и есть настоящее «Мумий Тролль-кино».
«Мумий Тролль» с концертом «Морская. 2.0»
29 апреля,
КРК «Уралец», ул. Большакова, 90
Тел.: +7 (343) 222-70-00
Начало: 19.00
Цена: 1200 - 4500 руб.