Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+3°
Boom metrics
Общество17 июля 2018 4:50

Автобусный проездной во Владивостоке: бесполезная ненужная бумажка

Корреспондент «Комсомолки» разобрался, как работает новое изобретение перевозчиков
ВПОПАТ-1 владеет десятком городских маршрутов - в том числе, этим

ВПОПАТ-1 владеет десятком городских маршрутов - в том числе, этим

Фото: Александр ВАСИЛЬЕВ

Одной из серьезных проблем для Владивостока остается «автобусный вопрос». Речь идет не только о качестве городского общественного транспорта. Не секрет, что уже долгие годы эта сфера работает с «черным налом», и ситуацию никто не меняет. В этом году мэрия Владивостока поспешила обрадовать горожан: перевозчики наконец-то сделали проездные билеты. Единый проездной сроком действия на месяц – вот оно, счастье для частых пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев.

На деле, правда, картина оказалась не слишком радужной. Как выяснилось, у каждой автобусной компании свой проездной, который действует только на маршрутах предприятия. То есть единым он уже не является. Стоит эта «корочка» немалых денег: у муниципальных перевозчиков – 2800 рублей (150 поездок в месяц), у частных – 5000 рублей (217 поездок). Да и приобрести их порой не так-то просто: офисы автобусных компаний, как правило, находятся на задворках Владивостока.

Корреспондент «Комсомолки» решил разобраться, насколько просто купить проездной на автобус во Владивостоке – и понять, насколько бойко они раскупаются.

Свой выбор я решил остановиться на компании «ВПОПАТ-1» (владельцы желтых «МАНов» и не только). Во-первых, потому что автобусами именно этого перевозчика мне чаще всего приходится пользоваться. Во-вторых, это муниципальное предприятие – а значит, проездной там стоит «всего» 2800 рублей.

Приобрести проездной, как следует из официальной информации, можно двумя путями: у водителя и в офисе компании. Первый вариант отпал практически сразу. На мой вопрос, можно ли у него купить заветную карточку, водитель 98-го автобуса ответил: «Нет, обращайтесь к начальству». Ну что же, к начальству, так к начальству. Благо находится офис «ВПОПАТ-1» не в таких уж и очкурах – на Корнилова, 15А.

Добраться туда довольно просто. Прежде всего – прибыть на автобусную остановку «Фирсова». Она является следующей после остановки «Проспект 100-летия Владивостока», если ехать в сторону выезда из города. На ней останавливаются все автобусы, едущие по проспекту 100-летия.

Для начала нужно доехать до остановки "Фирсова"

Для начала нужно доехать до остановки "Фирсова"

Фото: Артём КАБАНКОВ

Прямо на остановке находится отделение «Сбербанка». Нужно обойти его – идти по дороге, никуда не сворачивая.

Нужно зайти за здание банка

Нужно зайти за здание банка

Фото: Артём КАБАНКОВ

Заблудиться там сложно. Дорога идет вдоль улицы Фирсова, мимо Первореченского районного суда и военкомата.

Сворачивать никуда не нужно

Сворачивать никуда не нужно

Фото: Артём КАБАНКОВ

Ориентиром может служить эта кирпичная высотка (ее адрес – Карбышева, 4). Ее прекрасно видно еще издалека. Впрочем, подходить к ней не надо: дорога идет мимо здания.

Кирпичную высотку видно издалека. Но подходить к ней не надо

Кирпичную высотку видно издалека. Но подходить к ней не надо

Фото: Артём КАБАНКОВ

Спустя десять минут после начала пути я уткнулся в шлагбаум. Возле него стояла будка охраны и надпись «ВПОПАТ-1». Куда идти дальше, мне было не очень понятно.

Та самая будка

Та самая будка

Фото: Артём КАБАНКОВ

На территории предприятия расположены несколько зданий, номеров на них нет. Охранник из будки помочь мне не смог. Он вообще не захотел общаться; окно будки практически не пропускало звук, так что вахтер просто стоял и смотрел на меня и с флегматичным спокойствием.

Проход на территорию предприятия оказался свободным. Навстречу мне попался один из «впопатовских» водителей. Он-то и показал мне нужное здание: кирпичная двухэтажка недалеко от шлагбаума.

В темном предбаннике находилось какое-то подобие регистратуры, возле которого толпились водители. По всей видимости, там они получали какие-то документы на рейс. Я, честно говоря, ожидал встретить там какие-нибудь объявления – вроде «Здесь продается проездной» или «Единый. Проездной. Твой». Ничего такого не было и в помине – только полумрак и десяток уставших людей, мотыльками льнущими к окошку регистратуры. Я свернул в один из темных коридоров (с освещением в здании действительно так себе) и заглянул в первый попавшийся кабинет. Там мне объяснили, что проездные покупаются в бухгалтерии – это на втором этаже.

В бухгалтерии «ВПОПАТ» отнеслась ко мне с удивлением и, как мне показалось, с недоверием. Объяснялось это просто: я оказался первым владивостокцем, который всерьез заинтересовался покупкой проездного.

– У нас до сих пор не купили ни одного. То, что проездные не востребованы – это не наша вина. Городской департамент транспорта обязал всех перевозчиков сделать проездные – в том числе, и нас. Мы сделали. Но смысла в них нет. Наш проездной действует только на маршрутах ВПОПАТ. Кто будет платить 2800 рублей за право кататься на паре автобусов? А если человеку нужно добираться куда-то на маршрутах разных компаний? – объяснила сотрудница предприятия.

Проездные в автобусах Владивостока - вещь совершенно бесполезная

Проездные в автобусах Владивостока - вещь совершенно бесполезная

Фото: Александр ВАСИЛЬЕВ

На предприятии вполне справедливо считают: мэрии Владивостока стоило бы нормально организовать систему проездного, сделать его единым – например, как в Москве. То, что сделали в приморской столице – откровенная халтура. Это признают сами автобусники.

Сам проездной представляет собой заламинированную карточку размером с обыкновенную визитку. С одной стороны на ней написано имя владельца, с другой – срок действия документа. Что характерно, сфотографировать проездной мне не дали. Мол, сначала купите, а потом фотографируйте, что у вас за странные просьбы.

Сам алгоритм работы проездного довольно своеобразный.

– Имя покупателя заносится в базу предприятия. Список владельцев проездных передают водителям автобусов. При оплате проездным нужно показать водителю паспорт. Он будет искать в списке, после того, как найдет – сделает отметку, – рассказала работница бухгалтерии.

Минусы такой системы очевидны. Первое: пользование проездным делает оплату проезда длительной процедурой, неудобной ни для пассажира, ни для водителя. Второе: проездной намертво привязан к одному конкретному человеку и его паспорту. В той же Москве без проблем можно взять проездной у друга, или вообще – один на семью. У Владивостока – свой, особенный путь. Благодаря ему выгода от приобретения проездного падает еще сильнее.

В общем, купить так называемый «билет длительного пользования» в приморской столице можно довольно легко. Вот только в нынешнем виде он не нужен вообще никому. Почему все так плохо? Как сообщил «Комсомольской правде» источник в городской администрации, проездные вводились в авральном режиме. Причиной для этого стало предписание, которые сделала мэрии прокуратура. Чтобы не нарваться на штрафы, чиновники по-быстрому обязали транспортные компании сделать проездные. Как это будет выглядеть, всем было безразлично.

Остается надеяться, что рано или поздно городские власти сделают все по уму – и владивостокских автобусников, наконец, «лишат черного нала». Но когда это произойдет, сказать сложно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Проездные во Владивостоке: долгожданные билеты оказались недоступной роскошью