2018-09-12T09:01:23+03:00

Павел Гудков: «Бизнесменам и чиновникам тоже нужны олимпиады»

Заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям выиграл конкурс «Лидеры России»
Юрий АЛЕКСАНДРОВ
Поделиться:
Комментарии: comments2
Одним из победителей проекта стал Павел Гудков, заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям. Фото: Александр Щербак/ТАССОдним из победителей проекта стал Павел Гудков, заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Изменить размер текста:

Первый всероссийский конкурс «Лидеры России» помог отобрать и обучить перспективных управленцев для разных отраслей экономики. Одним из победителей проекта стал Павел Гудков, заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям. Он рассказал «КП» на Восточном экономическом форуме о главных качествах идеального руководителя и поиске талантов для страны.

- Павел Геннадьевич, как вы считаете, зачем нужны подобные конкурсы?

- «Лидеры России» - флагманский конкурс платформы «Россия – страна возможностей». Там есть конкурсы и для школьников, и для студентов, и для взрослых. Но этот - для тех, кто уже состоялся как управленец, кто имеет соответствующий опыт и хочет понять свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, конкурс интересен тем, что создает систему непрерывного образования. Сейчас много говорят о том, что учиться надо всю жизнь. Если вы вспомните школьные годы, там всегда была система олимпиад. Если ты в какой-то дисциплине продвинулся, всегда можно было сравнить себя с другими внутри школы, района, города, в масштабах страны или на международном уровне. А когда люди становятся взрослыми и уже работают, у них таких возможностей почти нет. Конкурс – хорошая возможность проявить себя в соревновании.

- А еще мотивацию придает, наверное?

- Конечно. Это дополнительная мотивация, которая почти не возникает в естественной жизни, когда ты просто ходишь на работу. Наверное, если ты владелец своего бизнеса, ты можешь сравнить себя с конкурентами по масштабам компании, по выручке. И то это сильно зависит от отрасли, от прочих обстоятельств. А в конкурсе есть независимая экспертная оценка. Профессиональные кадровики, которые могут посмотреть на тебя со стороны. Это интересно для чиновников. Потому что в госсекторе таких оценочных практик не существовало раньше. Но и для бизнесменов тоже полезно. Если ты никогда не нанимался на работу, как понять свой управленческий уровень? Кстати соревнование было общее. Нет разделения кто соревнуется: медики, педагоги, чиновники или банкиры. Все участвовали на общих основаниях. И это правильно, потому что управленческие компетенции сейчас едины. Человек может поработать в госсекторе, перейти в бизнес, потом наоборот.

- И какими качествами должен обладать современный управленец вне зависимости от сферы?

- Он должен уметь слышать своих коллег, своих подчиненных. Должен мотивировать своим примером и должен уметь выстраивать команду. Это, кстати, важный элемент. За любым лидером стоит целый коллектив. Поэтому важно выстроить такую команду, которая будет слаженно работать на результат. Очень важное свойство современного управленца – это гибкость и адаптивность. Потому что скорость изменений постоянно растет, поток информации запредельный. Надо уметь из огромного массива информации выделять только важное и нужное. Уметь предвидеть, какой будет выглядеть твоя профессиональная область через 10-15 лет, чтобы начать трансформацию уже сейчас.

- На конкурсе «Лидеры России» была система наставничества. Cреди наставников были и действующие министры, и прошлые. Это был эффективный инструмент обучения?

- Да, наставничество – это полезный и нужный инструмент. Он был в каком-то виде в советскую эпоху. Так что, все новое – это часто хорошо забытое старое. Возрождение этого института полезно на всех уровнях. И в классическом понимании, когда на каком-то предприятии более опытный мастер наставляет молодого. И в том понимании, в котором наставничество фигурирует в конкурсе «Лидеры России». Для большинства участников конкурса возможность поработать с наставником являлась, пожалуй, одним из ключевых мотиваторов для участия в конкурсе. Были варианты, когда наставник талантливого победителя брал к себе на работу. Были и не такие прямолинейные взаимодействия, когда наставник просто вел «ученика» без прямых рабочих отношений. Возможность пообщаться с человеком, который в жизни многого достиг, при этом не впадая в формальную иерархическую систему, много дает.

- На Восточном форуме вы участвуете в сессии «Таланты-2035». Расскажите, с помощью каких практик можно и нужно выращивать таланты в России?

- Таланты – это интересная тема. Талантливые люди всегда являлись двигателями и технологий, и экономического прогресса. Сейчас часто говорят, что люди – это новая нефть. Если раньше надо было понять, где месторождение, до этих ресурсов добраться и дальше их добывать, осваивать, то и в поиске талантов были похожие системы. Через школьные олимпиады, конкурсы, специализированные школы отбирали детей, которые уже были мотивированы. Дальше надо было сделать так, чтобы их мотивация не погасла, грузить, прокачивать знаниями. И вот он вырастал, становился профессионалом.

Сейчас мы видим, что людей, которые могут двигать экономику, нужно все больше и больше. И таких классических методов поиска уже не достаточно. Здесь могут помочь высокие технологии: искусственный интеллект и прочие. Которые будут выявлять и вычислять разнообразные способности людей. Анализировать их склонности к каким-то наукам, сферам деятельности.

- То есть талантами все-таки не рождаются, а становятся?

- На самом деле, нет единой теории, которая объясняла бы это. Какие-то элементы закладывается на уровне ДНК. Например, есть теория, что предпринимателями становятся те, у которых есть определенное сочетание генов, которое порождает стремление к риску. В предыдущие века они становились путешественниками, купцами, первооткрывателями. Но, скорее всего, это лишь часть ответа. Даже если у тебя есть генетические склонности, не обязательно, что ты станешь предпринимателем. Еще важную роль играет некоторая социализация, отношения в семье. Все эти компоненты – генетический, социальный, может быть, религиозный, образовательный – явно стоит изучать. Если на первом этапе нам важны те, кто сам мотивирован, то дальше необходимо сделать так, чтобы мотивированны как можно большее количество людей.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также