Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика11 октября 2018 16:10

Тепло, вода и ржавые трубы: в центре Кудрина взялись за ЖКХ

Финансовые маневры против протечек
Эксперты предложили план по реформированию многострадального российского ЖКХ.

Эксперты предложили план по реформированию многострадального российского ЖКХ.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Центр стратегических разработок - тот, где председателем совета остается нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин, - подготовил пространный доклад на вечную тему, что не так у нас в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В ЖКХ, годовой оборот денег уже приближается к 4 трлн рублей (3% ВВП страны). Но процветание никак не наступает: население все более и более недовольно ростом платежей, а коммунальщики и жилищники по-прежнему жалуются, что качественную работу не могут обеспечить из-за нехватки средств. Как пишут авторы доклада, у нас в этой сфере «традиционно присутствует желание найти простое решение сложной задачи, которое чаще всего бывает неверным». Что же эти авторы предлагают?

ВСЕ СЛИШКОМ ЗАРЕГУЛИРОВАНО

Главной проблемой отрасли эксперты ЦСР считают неэффективное использование средств (тут они явно Америки не открывают) — которое связано с излишней централизацией полномочий. Вместо этого, по мысли аналитиков, нужны внятные «правила игры».

Вот характерный пример. За состояние многоэтажек у нас, по факту, полной ответственности не несет никто. Ни сами собственники квартир, ни ТСЖ, ни управляющая компания. Слишком все сложно юридически. Система собственности и управления домом — крайне запутанная, система принятия решений — еще мудренее.

В самом деле, представьте себе, что какие-то сумасшедшие жильцы решили по собственной воле скинуться и что-то у себя в подъезде отремонтировать — да они ж задолбаются это согласовывать!

Взамен есть программа капремонта, основанная на обязательных платежах собственников жилья, непонятном им накопительном принципе (это когда взносы вы платите сейчас, а ваш дом отремонтируют через 20 лет) и ответственности региональных властей (которая легко может обернуться безответственностью). «Финансовая устойчивость региональных программ капитального ремонта вызывает большие сомнения, что рождает не только бюджетные, но и политические риски», - пишут авторы доклада.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Основные предложения таковы.

1) В отрасли надо совершить «финансовый маневр» - при том же объеме средств. «Необходимо капитализировать деньги на улучшение недвижимости, а не на оплату потерь тепла и воды», - считают эксперты ЦСР.

По правде говоря, об этом у нас разговоры идут уже доброе десятилетие. Ну логично же, что лучше оплатить замену текущих труб в подвале, чем разводить там болото и постоянно оплачивать «лишнюю» воду, которая утекла непонятно куда под видом таинственных «общедомовых нужд». Вопрос, как это сделать.

Эксперты ЦСР напоминают, что в западных странах соотношение оплаты жилищных услуг (туда входит содержание и ремонт жилья) и собственно коммунальных в общем платеже — 50% на 50%. А у нас 20% на 80%. Но жилищные услуги в нашей стране — самая непонятная и непрозрачная статья в платежке за ЖКХ. Если за начислениями за воду и свет как-то можно следить, установив счетчики, то тут... Кто ж поверит, что после увеличения этой циферки в доме реально что-то улучшится.

2) Привести институты управления жильем — типа ТСЖ — в соответствие с международной практикой. Чтоб ТСЖ у нас не были странной непонятной структурой, воспринимающейся гражданами исключительно как надстройка для выкачивания с них дополнительных денег. Ну... Осталось понять, как это сделать.

3) Перестроить систему капремонта так, чтобы поддерживать инициативу «снизу», от самих собственников.

4) Подправить систему соцподдержки семей с низкими доходами. Сейчас они, по общему правилу, имеют право на субсидию на оплату жилья — если плата за ЖКХ превышает определенный процент от общего дохода семьи. «Проблема в том, что бедные часто живут в старых домах, которые не только требуют больше средств на содержание и ремонт, но и потребляют существенно большее количество тепловой энергии», - пишут аналитики. Этот момент при оказании соцпомощи предлагается тоже учитывать.

5) Государство должно заботиться об эффективных механизмах кредитования и привлечения инвестиций в коммунальную сферу, а не о регулировании там всего подряд.

Что тут можно сказать? Пожалуй, лучшим комментарием будет фраза из самого доклада: «Жилищно-коммунальный комплекс России находится в состоянии перманентных реформ уже на протяжении практически 25 лет. И пока трудно сказать, как скоро закончится этот процесс».

КСТАТИ

Тарифы ЖКХ в 2019 году собираются повысить дважды

Эксперты считают такой шаг правительства необоснованным (подробности)