В свое время ЕГЭ вводился для того, чтобы оценка знаний ребёнка не зависела от его учителей.
Фото: Олег РУКАВИЦЫН
Оценивать школьников не по результатам ЕГЭ, а с помощью блокчейн-технологии, - с такой инициативой выступил депутат от ЛДПР Борис Чернышов, замглавы комитета Госдумы по образованию и науке.
Вместо единых экзаменов депутат предлагает разработать новую систему раннего выявления талантов школьников, которая бы учитывала не только оценки ученика, но и его социальную активность, а также результаты профориентации. Анализировать эту информацию и выдавать рекомендации по поводу поступления в вуз, по замыслу народного избранника, может технология блокчейна - это распределенный реестр хранения данных, которые невозможно подделать.
- Блокчейн позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка, чьи данные были введены в программу электронной школы, - уверен Борис Чернышов.
Сейчас таланты и активность выпускников учитываются в портфолио. Оно может принести школьнику до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении. Вузы сами решают, какие заслуги оценивать и во сколько баллов. Например, бонусы могут получить победители олимпиад и конкурсов, отличники, спортсмены и волонтеры.
- Главная проблема с учетом достижений школьников — как только это становится ситуацией с "высокими ставками", резко возрастает угроза подделок, - отмечал ранее создатель ЕГЭ Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования. - Если школьная характеристика будет влиять на поступление в вуз, через два года все дети будут политически грамотными и морально устойчивыми. Только некоторые заслуженно получат отличные характеристики, а другие - за деньги или благодаря родителям.
Целесообразность инициативы вызывает большие сомнения. Напомним, что пока система профориентации работает далеко не везде. Обычно эта работа ложится на психолога, которых в школах и так не хватает. В лучшем случае, такая профориентация помогает подобрать ребёнку профильный класс с учетом его интересов, как это сейчас делается в школах Москвы.
То же самое касается и оценки знаний. ЕГЭ как раз и вводился для того, чтобы оценка знаний ребёнка не зависела от его учителей, с которыми можно поругаться, а можно, наоборот, заручиться их поддержкой за деньги или просто по симпатии.
Теоретически, блокчейн позволяет сделать систему, в целом, абсолютно прозрачной. Подтасовать базу данных не получится. Но ведь наполнять-то ее будут те же самые люди, которым свойственно ошибаться, в том числе и умышленно. И уж тем более блокчейн это не чудо-кнопка, которая предскажет ребёнку судьбу по его оценкам и подберет ему оптимальный вуз.
Чтобы настроить эту технологию, нужно решать, какие конкретно заслуги и как оценивать. Например, придется разработать такую линейку, чтобы ей можно было одинаково измерить и победу на математической олимпиаде, и волонтерство в приюте, учебу на пятерки и игру за школьную сборную по футболу. И "математической точности" здесь быть не может — блокчейн это лишь инструмент, а работать с ним все равно придется людям.
Между тем, в Министерстве просвещения менять ЕГЭ на блокчейн пока не намерены:
- Совершенствование ЕГЭ продолжается, и аттестация в таком формате позволяет школьникам поступать в вузы на равных условиях вне зависимости от места проживания, - сообщила пресс-служба министерства. - Это оценка знаний всех учащихся по единым и прозрачным подходам. При этом, ранняя профориентация школьников действительно необходима. Для этого Минпросвещения запустило проект "Билет в будущее",который рассчитан на учеников 6–11 классов.
В ТЕМУ
С кем подготовиться к ЕГЭ: Школьный учитель, репетитор или онлайн-курсы?
Советы дает педагог, которая учила выпускника, набравшего 400 баллов за 4 предмета ЕГЭ (подробности)