2019-09-08T21:51:21+03:00
КП Беларусь

Лукашенко открыл в Бресте самую большую и сложную в стране кольцевую развязку - Западный обход

Торжественное открытие приурочили к 1000-летию города [фото, видео]
Кольцо и эстакады Западного обхода построили за 2,5 года.Кольцо и эстакады Западного обхода построили за 2,5 года.Фото: Павел МИЦКЕВИЧ
Изменить размер текста:

Не будет преувеличением сказать, что эта стройка стала самой масштабной в областном центре за последние годы. Брестчане следили за ней очень внимательно, много обсуждали в соцсетях и сам проект, и этапы строительства. Не оставалась незамеченной ни одна деталь, будь то непонятная трещина, неопознанный датчик или будто бы лишняя опора. Брестчане фотографировали опалубку в закатных лучах - получались художественные индустриальные пейзажи, чуть ли не каждый месяц снимали кольцо с квадрокоптера и радовались как дети, когда оно сомкнулось.

Городу пришлось даже пережить нервотрепку с отселением жителей частных домов, на месте которых теперь проходит эстакада. И вот спустя 2,5 года не только строители, но и каждый брестчанин могут процитировать Чебурашку: мы строили, строили и, наконец, построили - ура!

Развязку начали строить сразу со всех сторон: пока сооружали кольцо, возводили эстакады. Фото: Оксана БРОВАЧ

Развязку начали строить сразу со всех сторон: пока сооружали кольцо, возводили эстакады.Фото: Оксана БРОВАЧ

ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

У этой развязки есть название: Западный обход. Его протяженность - около 3 км, он соединяет погранпереходы «Брест» и «Козловичи» на границе с Польшей, выезд на трассу М1 и дорогу Р17 в сторону границы с Украиной.

- У нас же на западе есть граница, которая не позволяет городу развиваться кольцами. Плюс М1 - мощная магистраль, она вытягивает город вдоль. Поэтому у нас есть транспортные полукольца. Северное ведет с трассы М1 на грузовой международный пункт пропуска «Козловичи». Западное мы построили сейчас - это Западный обход. И в перспективе планируется южное полукольцо, - рассказывает «Комсомолке» главный архитектор Бреста Николай Власюк.

Деньги на строительство Западного обхода выделили по специальному президентскому указу о строительстве Западного обхода в 2012 - 2019 годах. Финансирование поступало за счет кредита Банка развития, республиканского бюджета и республиканского дорожного фонда. Сметная стоимость второй очереди - 163 миллиона рублей.

Западный обход разгрузит движение в центре Бреста, поможет избавиться от пробок, соединит дороги, ведущие в Украину и Россию. Фото: Павел МИЦКЕВИЧ

Западный обход разгрузит движение в центре Бреста, поможет избавиться от пробок, соединит дороги, ведущие в Украину и Россию.Фото: Павел МИЦКЕВИЧ

- Это не просто дорога. Это здоровье жителей Бреста. Мы убираем огромные транспортные потоки из города и направляем их в обход. Вы не только выполнили поручение, а сдержали свое слово - построили путепровод, который связал берега реки Мухавец, погранпереходы «Варшавский мост» и «Козловичи», - оценил работу президент. Александр Лукашенко 6 сентября приехал в Брест дать старт празднованию 1000-летия и торжественно перерезать красную ленточку на уникальном объекте.

То самое огромное кольцо и четыре эстакады, которые от него отходят - это вторая очередь масштабного проекта. Первую очередь ввели в эксплуатацию еще в 2013 году. Тогда построили автомобильный мост через Мухавец возле Брестской крепости. На него можно свернуть на выезде с пограничного пункта пропуска «Брест» и почти сразу попасть в центр.

Еще одна менее масштабная, но очень важная задача Западного обхода - разгрузить центр города от транспорта. Брест растет, микрорайоны активно застраиваются, а попасть на другую сторону реки можно было только через три старых моста. Со временем они перестали справляться с нагрузкой: одно ДТП в час пик - и в городе транспортный коллапс. Первая очередь Западного обхода значительно облегчила ситуацию. Теперь попасть из северо-западной части города в южную можно через новый, широкий и всегда свободный мост возле крепости. Такую же роль должно выполнить кольцо. Оно организовывает движение на верхнем уровне, а снизу находятся пять железнодорожных переездов и улицы.

Западный обход построили на 4 месяца раньше запланированного: к 1000-летию и приезду Лукашенко. Фото: belta.by

Западный обход построили на 4 месяца раньше запланированного: к 1000-летию и приезду Лукашенко. Фото: belta.by

- Для любого города транспортная связность района определяет его уровень комфорта. Сегодня для того чтобы доехать из Дубровки или Речицы на Восток или на Юго-Запад, надо постоять на железнодорожном переезде, проехать через центр - накоптить там, поехать на мост… Западный обход перекидывает жителей сразу на другую сторону, им не надо ехать через центр. Улица Ленина станет свободнее, у нас станет чище город! - объясняет Николай Власюк, главный архитектор Бреста.

«ТАКИЕ ЖЕ РАЗВЯЗКИ СТРОЯТ В ЭМИРАТАХ»

Проектировали мега-развязку несколько проектных институтов, есть в числе их и минские архитекторы.

- Уникальность этой развязки в том, что впервые в Беларуси была применена монолитная конструкция, - рассказал «Комсомолке» директор ООО «Экомост» Александр Першай. - Самый сложный узел - это собственно кольцо. Если бы вся развязка была из сборного железобетона - все производство железобетонных балок в нашей стране не смогло бы покрыть наши потребности. Такие конструкции у нас производятся только в одном месте - на заводе в Фаниполе.

Благодаря монолиту удалось свести к минимуму количество деформационных швов - то есть стыков, которые создают некоторое неудобство при проезде на машине.

Ночной Западный обход. Фото: Васькапилот

Ночной Западный обход. Фото: Васькапилот

Также было минимизировано количество опор, поэтому конструкция получилась очень рациональной и внешне эстетичной - она как будто парит в воздухе.

- Где вы черпали опыт?

- Ездили по Европе (у нас есть партнеры в Германии и Польше), такие же развязки строят в Эмиратах. В результате мы имеем собственный патент на пролетное строение. Одно из ноу-хау: чтобы уменьшить объем бетона, внутри элементов пролета расположены полые пластиковые трубы. То есть уменьшается масса пролетного строения, но не снижается жесткость.

- В Бресте шутят, что на большой скорости машины будут вылетать с кольца…

- За время проектирования мы наслушались много разных баек. Что развязка должна упасть, что на самом деле она будет предназначена только для легковушек… Говорили, что развязка может не выдержать нагрузок – хотя все было много раз просчитано. Проводили дополнительные испытания: вешали датчики, замеряли прочность пролетного строения, деформации и так далее, потом пересчитывали все еще раз, уточняли реальную несущую способность, проводили доработки – это нормальный процесс для индивидуального сооружения. В результате сегодня подтверждена испытаниями несущая способность. Этот уникальный комплекс решает громадные задачи для Бреста. Во-первых – это западный обход центра Бреста. Во-вторых, мы разгрузили узел из пяти переездов, где были бесконечные пробки. В-третьих, сохранили транспортную инфраструктуру для частного сектора и местных заводов. Очень аккуратно отнеслись к экологическим вопросам – например, к уровню шума. В результате были запроектированы шумозащитные экраны нужной толщины, из нужного материала, нужной высоты.

КАК ЭТО ПОСТРОИЛИ?

Генподрядной организацией для строительства второй очереди Западного обхода выбрали Стройтрест №8. Для него эта стройка стала шансом вернуть былую славу - за последние пару лет он погряз в долгах. Кольцевую развязку с эстакадами стройтрест и еще почти два десятка подрядчиков возвели на четыре месяца раньше планируемого.

- В принципе, сложного для нас ничего не было, - считает Михаил Волчок, замгендиректора по производственным вопросам ОАО «Стройтрест №8». - Строительство велось без остановки движения. Если трудности возникали, то временные - не более полутора часов задержки. Чтобы не останавливать транспортные потоки, строили временные дороги и объезды. Сложность в строительстве кольца состояла в том, что оно находится не строго параллельно земле. Внешний его край немного приподнят, чтобы автомобили не заносило на закруглениях.

Своих опорных конструкций не хватало - пришлось брать в аренду у коллег за границей. Фото: Оксана БРОВАЧ

Своих опорных конструкций не хватало - пришлось брать в аренду у коллег за границей.Фото: Оксана БРОВАЧ

Если кольцо разрезать как пирог, то его толщина будет около метра. На него ушло около 20 тысяч кубических метров бетона - это как если бы гипермаркет залили бетоном слоем в один метр толщиной.

Весь каркас развязки соорудили за год. Особенно переживали строители за балки. Поскольку в стране посыпалось сразу несколько мостов, заводу в Фаниполе пришлось обеспечивать балками всех и сразу. Самые большие балки в основе Западного обхода - длиной 33 метра и весом в 54 тонны! Их укладывали в три смены, и днем, и ночью. В пик строительства на объекте работало до 360 человек.

Деньги на строительство Западного обхода выделили по специальному президентскому указу. Фото: Васькапилот

Деньги на строительство Западного обхода выделили по специальному президентскому указу. Фото: Васькапилот

Чтобы жильцы соседних домов не ощущали вибрации от транспорта, в основу эстакады в некоторых местах на глубине 12 метров заложили буронабивные сваи. А чтобы не уехало в строительный котлован железнодорожное полотно, построили больше 300 метров шпунтового ограждения. Заодно под развязкой переложили глубинные коллекторы, коммуникации операторов сотовой связи, оптоволокно.

Так кольцо испытывали на прочность. Фото: Стройтрест 8.

Так кольцо испытывали на прочность. Фото: Стройтрест 8.

На финише «БелдорНИИ» испытал конструкцию на нагрузку. На кольцо загнали груженые самосвалы.

- Испытания прошли успешно. Фактические показатели вышли даже лучше, чем были рассчитаны проектом. Мы нагружали каждый пролет: ставили 8 - 10 машин одновременно, по 36 тонн каждая. В реальных условиях такое количество машин собрать практически невозможно. К примеру, фура весит примерно столько же, сколько груженый самосвал. Чтобы в одном месте остановились 10 фур - это очень маловероятно, - продолжает Михаил Волчок, замгендиректора по производственным вопросам ОАО «Стройтрест №8».

До открытия Западного обхода президентом по нему никто не ездил - разве что любопытные брестчане-разведчики. Известно, что скорость будет ограничена 80 км/ч. Тротуар есть только на небольшом участке эстакады - на кольце движение пешеходов не предусмотрено. Будет ли ходить через Западный обход городской общественный транспорт, пока неизвестно, но городские власти высказывали такую идею, по крайней мере, в перспективе.

Новая развязка в Бресте.Павел МИЦКЕВИЧ

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также