Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Происшествия8 января 2020 7:52

Военный летчик разбирает версии: Почему украинский самолет потерпел крушение в Иране

Можно ли было потушить возгорание в воздухе? Почему не определили неисправность на земле? Выясняем вместе с авиаэкспертом
Boeing-737 "Международных авиалиний Украины", направлявшийся в Киев, разбился вскоре после вылета из аэропорта Тегерана 8 января 2020 года. EPA/ABEDIN TAHERKENAREH/ТАСС

Boeing-737 "Международных авиалиний Украины", направлявшийся в Киев, разбился вскоре после вылета из аэропорта Тегерана 8 января 2020 года. EPA/ABEDIN TAHERKENAREH/ТАСС

В Тегеране крушение потерпел "Боинг 737". На борту были 168 пассажиров и 9 членов экипажа. Все погибли. Почему случилась трагедия? Главные версии в эфире радио «КП» разбирает вместе с заслуженным военным летчиком РФ Владимиром Поповым.

От чего мог загореться двигатель?

Попов: Это отказ техники в первую очередь. Там очень много параметров. Например, есть насосы давления подкачки топлива. Есть какие-то датчики – все это работает от электрических систем. От работы турбины зависят генераторы, которые дают энергию всей системе. Версий может быть больше тысячи, что именно было неисправно. На взлете идет работа человека и техники совместная. Нужно дождаться записи «черных ящиков». Как у нас говорят в народе: "Беда не приходит одна". Это целый комплекс отказов самолета. Например, что-то могло случиться с трубопроводом подачи топлива, с возгоранием системы энергообеспечения. И пилоты просто не справились с целым рядом проблем. Обязательно что-то было, кроме одного возгорания двигателя.

Возможно, у "Боинга" загорелся двигатель.

Возможно, у "Боинга" загорелся двигатель.

Фото: REUTERS

Можно ли было посадить борт?

Попов: С отказавшим двигателем летчиков тренируют, чтобы они умели посадить самолет в экстремальных условиях. И пилоты, в принципе, справляются с такими проблемами. Но, как правило, такие отказы сопровождаются еще рядом сложностей. Например, убирали в это время закрылки или предкрылки. А их заклинило. И это сработало в минус. Дефицит времени такой, что ни человек, ни техника не успели среагировать.

Обломки самолета разбросало от удара на несколько километров.

Обломки самолета разбросало от удара на несколько километров.

Фото: REUTERS

Можно ли было проблемы определить еще на земле?

Попов: Эти нагрузки на технику возникают при определенных условиях, которые случаются в воздухе. Когда техника работает на полную катушку. Например, как мы определим вращение двигателя при наборе высоты? Это при осмотре на земле не видно. Некоторые параметры можно через электронику проверить: давление масла, топлива, температура. Но так выявляются далеко не все проблемы. Видимо, и эти неполадки не поддавались диагностике. В воздухе все эти данные уже передаются на «черные ящики». И когда с них спишут информацию, тогда будет ясна причина трагедии.

Спасатели ищут останки погибших.

Спасатели ищут останки погибших.

Фото: REUTERS

Можно ли было потушить пожар в воздухе?

Попов: С одним загоревшимся двигателем могли справиться. Вообще пожар тушится. Включается первая противопожарная система. Если она не помогла – включается ее дублирующая версия. Идет отсечка подачи топлива в двигатель. Это тоже способ борьбы с возгоранием. Но само по себе возгорание в первые 5-10 минут полета – очень трудная обстановка, как я уже говорил.

Личные вещи пассажиров "Боинга-737".

Личные вещи пассажиров "Боинга-737".

Фото: REUTERS

Могли владельцы загонять самолет и не проводить технических проверок?

Попов: Вряд ли. Ответственность огромная. На техническом обслуживании никто не экономит. Ведь за это уголовное наказание. Плюс удар по имиджу компании, страны, которой самолет принадлежит. Да и сама компания «Боинг» ведет контроль за своими машинами. И не позволит бизнесменам пускать неисправный самолет в полеты.

Возможен ли теракт?

Попов: На теракт это не похоже. Хоть на Ближнем Востоке, мягко говоря, не самая спокойная обстановка. Тут сошлись все факторы неисправностей. Увы, такое бывает. И определяется это только в воздухе.

Поиски на месте крушения продолжаются.

Поиски на месте крушения продолжаются.

Фото: REUTERS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крушение украинского самолета в Тегеране: на борту было свыше 170 человек, выживших нет

"Боинг" рухнул почти сразу после взлета: в воздухе у лайнера загорелся двигатель [онлайн-трансляция, обновляется]

Технические неполадки, теракт или работа ПВО: что привело к гибели украинский "Боинг", разбившийся в Тегеране

Разбираем три основные версии крушения (подробности)

Список граждан Украины, погибших в авиакатастрофе рейса Тегеран-Киев

На борту Boeing 737 находились 180 человек. Из них украинцами были лишь 13 членов экипажа и два пассажира, остальные, в основном, являлись гражданами Канады, Ирана и других стран. Россиян среди них нет (подробности)