Экономика

Стоит ли верить грандиозным скидкам

«Комсомолка» выясняла, не надувают ли россиян на распродажах
В январе магазины стараются освободить полки для новых коллекций.

В январе магазины стараются освободить полки для новых коллекций.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сейчас в магазинах время скидок. Цифры ошеломляют: 20, 40, 50, а кое-где даже 70%! Как тут устоять! И продлятся эти сказочные дни до конца января. Народ сметает с полок все, что нужно и не нужно. Но нет-нет да проклюнется сомнение: а не надувают ли нас на этом аттракционе неслыханной щедрости?

Без подвоха

- Если мы говорим, например, об одежде, то сезонные скидки - это абсолютно нормально, - рассказала «КП» доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г. Плеханова Ольга Рыкалина. - Меняются коллекции, происходит смена сезона. Как правило, розничный продавец к этому времени всю свою прибыль уже получил, и теперь перед ним стоит задача освободить место для новых товаров.

Как раз на январь и приходится время тотального освобождения полок. Так что недаром матерые покупатели не ведутся на рождественские и предновогодние скидки, а основные покупки делают как раз после «елочных» каникул.

Аккуратнее с аутлетами

Товары подешевле можно приобрести и в магазинах-аутлетах. Туда отправляют свою продукцию те магазины, которые не успели ее реализовать на распродажах. Но оказывается, там есть и другие товары.

- Аутлеты сейчас становятся настолько популярными, что известные бренды выпускают товары специально для таких магазинов, - говорит Ольга Рыкалина. - Одна линейка товаров - для топовых магазинов, другая, таких же с виду, но с более низкой себестоимостью - для аутлетов. Конечно, вторая группа - это, скорее всего, менее добротные вещи.

Возникает вопрос: как отличить одни товары от других? Простой совет: товары новой коллекции известной хорошей фирмы дешевыми или скидочными в начале сезона быть не могут. Сейчас, скорее всего, на полках аутлетов остаются качественные, но уцененные товары зимней коллекции - те, что подешевле, уже распроданы.

Сети всегда в прибыли

Зимой и летом, в праздники и в будни цветут желтым и красным цветом товарных ярлыков скидки в продовольственных магазинах. Тоже немалые: на некоторые товары - полцены.

- Скидки в магазинах шаговой доступности, особенно в сетевых, делаются за счет производителя, - раскрывает секреты бизнеса Ольга Рыкалина. - Когда поставщик подписывает договор с крупной сетью, в нем указывается объем продукции, который должен будет поставляться со скидкой. Вот эти продукты и попадают под акции. Магазин же всегда остается при своей выгоде.

Например, получает торговля бутылку какого-нибудь напитка за 50 рублей, а продает ее за 100. По акции этот же товар пришел от производителя за 25 рублей, а на прилавках он будет за 70. Покупатель счастлив - торговля в прибыли.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Завлекалочки для покупателей

В 2015 году в магазине одной известной сети появилась приманка для покупателей. Набрал товара на 500 рублей - получай маленькую силиконовую игрушку с присоской и забавной рожицей.

- Игрушки стали настолько популярны, что многие покупатели стали ходить в магазины не столько за товарами, сколько за этими игрушками, - говорит Ольга Рыкалина. - И я не раз наблюдала картину, когда взрослые люди спорили с кассирами, почему им не учитывают какие-то товары для приобретения этих «малышей».

Действительно, за алкоголь и табачные изделия «прилипчивые» бонусы не предоставляют.

По данным РБК, такие игрушки повысили продажи сети в 1,5 раза! В соцсетях стали создаваться сообщества, в интернете появились объявления об обмене. Штука в том, что игрушек этих несколько десятков видов, выдаются они запечатанными, так что не знаешь заранее, что получишь. Вот люди и собирают полную коллекцию. И в магазине придумали уже продавать пеналы для серий таких игрушек.

Идею подхватили другие сети. Во время чемпионата мира, например, в другой сети выдавали набалдашники, надетые на металлический шарик, - очень приятно его катать туда-сюда по столу, нервы успокаивает. Еще и другие милые вещицы.

- Все это делается для того, чтобы покупатель приходил в магазин снова и снова в поисках нужной игрушки для коллекции, - говорит Ольга Рыкалина. - Из этой же серии разные наклейки, марки, которые выдают при покупке товаров на определенную сумму, полный набор этих наклеек дает право на покупку со скидкой хорошего товара - сковороды например.

НА ЗАМЕТКУ

Товары на полках расставлены не так, чтобы было удобнее, а чтобы вы купили как можно больше.

Товары на полках расставлены не так, чтобы было удобнее, а чтобы вы купили как можно больше.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Золотая полка и другие уловки

1 Золотая полка. Для многих покупателей это загадка: чем руководствуются продавцы, расставляя товар именно так, а не иначе. И только абсолютно несведущему человеку может показаться, что все полки одинаковы. На самом деле давно доказано, что продаваемость товара зависит от того, на какой полке он расположен. Самое плохое место - на нижней. На верхней - получше. А вот если товар расположен на средней полке, на высоте 1,2 - 1,7 м от пола, то есть на уровне глаз, да еще и на расстоянии вытянутой руки от покупателя, то у него 100-процентный шанс быть проданным. Так, к слову, и размещают самые дорогие товары.

2 Прикассовая зона. Переступив порог магазина, вы попадаете в лес, нашпигованный капканами. А товары - далеко не всегда то, что вам действительно нужно, а просто приманка. Территория перед кассой - главная ловушка. Ни один посетитель ее не минует, более того, он находится там гораздо дольше, чем в других секциях. «Правильное оформление прикассовой зоны стимулирует человека к дополнительным импульсивным покупкам» - в пособиях по торговле так, не стесняясь, и пишут. Более того, чем дольше очередь, тем выгоднее магазину: человек рассматривает товары и делает покупки. Просто от нечего делать. Авторы исследования о том, как правильно оформить прикассовую зону, утверждают: здесь раскошеливается на дополнительные покупки каждый второй посетитель.

3 Самая убойная для кошелька зона - на уровне колен взрослого человека. Это золотые полки для детей. Там вам и шоколадные яйца с киндер-сюрпризами, и машинки, и конфеты - в общем, куча яркой дребедени, увидев которую, ребенок начинает орать: «Купи!» Редкий человек устоит перед таким натиском.

4 Самые ходовые товары располагаются в самых отдаленных участках магазина. В итоге, пока дойдешь до хлеба, купишь ананас, баночку зеленого горошка и расписную тарелочку для тещи.

ВАЖНО!

Проверяйте чеки

Обычно мы, купив товар по акции, не смотрим в чек. А зря. У меня, например, не раз бывало в магазине известной сети: видишь скидочный ценник с привлекательной ценой, пробиваешь товар на кассе и понимаешь, что что-то не то. Сверяешь чек с ценником, и выясняется, что тебе пробили обычную стоимость, без скидки. Конечно, продавцы тут же начинают сваливать на программу, которая не так сработала. А некоторые указывают на циферки на ценнике и говорят:

- Вот видите, тут написано: акция действует до 15-го,

а сегодня уже 16 е, поэтому вам и пробили без скидки.

Тут я всегда проявляю твердость: если ценник висит, значит, он действующий, покупатель не обязан сличать даты. Пробивайте со скидкой или я не буду платить вообще. И что же? Магазин в итоге всегда пробивает со скидкой: программа чудесным образом выдает что надо. Потому что лучше продать со скидкой, чем не продать вовсе.

Еще одна уловка - рядом со скидочной этикеткой разместить товары с обычной ценой. Например, скидка на «Любительскую» одной фирмы, а на полке лежит другая. Так что будьте бдительны.

ВАРИАНТ

Карточные игры

Ещё один вид скидок - различные бонусные карты. Продовольствие, одежда, бытовая техника, цветы, книги, аптеки, бензокосилки, автосалоны… Принцип у большинства из них простой. С каждой покупки на карту капают бонусные рубли. Как правило, от 1 до 3%. Купил на 1000 руб. - тебе начисляют 10 или 30 бонусных целковых. Как их превратить реальные - у разных магазинов свои правила. Одни ждут, пока накопится крупная сумма, например 2000 руб., и тогда на эту сумму можно будет уменьшить оплату купленного товара. А некоторые сколько есть, столько и списывают. Купил сырок на 300 руб., даёшь кассиру карту и спрашиваешь:

Сколько там у меня?

56 рублей, – отвечает. - Списать?

И платишь за сыр уже не 300, а 246 руб. - чем плохо?

Другой вариант: для обладателей карт некоторые магазины устанавливают специальные цены. И не на что попало, а на самые нужные товары.

Такой вот вопрос: магазину в чем выгода?

-Задача - привязать к себе покупателя, - объясняет эксперт. - Особенно это касается сетевых магазинов. Если вы среди нескольких аптек видите ту, в которой у вас есть карта, то вы наверняка пойдете туда - и скидку получить, и бонусы накопить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не все скидки одинаково полезны: правила умного поведения в Черную пятницу

Эксперты рассказали, как не потерять деньги на черной пятнице

Россияне все больше денег тратят на распродажах. Пару недель назад отгремел китайский День холостяков. На шопинге AliExpress жители нашей страны оставили 17 млрд рублей. Теперь на очереди черная пятница родом из Америки (пик продаж придется на 29 ноября -1 декабря). Здесь по традиции размах будет еще больше. «Комсомолка» напоминает, как совершать умные покупки и не потерять деньги в погоне за виртуальной скидкой. (подробнее)