Звезды

Кто выиграл Оскар-2020: триумф "Паразитов", первая премия Бреда Питта и провал Скорсезе

Впервые в истории фильм на иностранном языке выиграл главный приз Американской Киноакадемии. Брэд Питт, Хоакин Феникс и Рене Зеллвегер признаны лучшими актерами
Главный приз, а также приз за режиссуру, лучший иностранный фильм и оригинальный сценарий забрал фильм "Паразиты" корейского режиссера Пон Джун-хо

Главный приз, а также приз за режиссуру, лучший иностранный фильм и оригинальный сценарий забрал фильм "Паразиты" корейского режиссера Пон Джун-хо

Фото: REUTERS

На прошлых двух церемониях вручения «Оскаров» американская киноиндустрия занималась обновлением кадров: многие из лауреатов никогда не держали в руках золотой статуэтки и ни разу не были на нее номинированы. В этом году процесс обновления приобрел уже глобальный характер: на наших глазах огромный прорыв совершила южнокорейская кинематография, до сих пор никогда даже не номинировавшаяся на «Оскара» (а тут сразу 6 номинаций за «Паразитов»).

Пенелопа Круз и Пон Джун-хо

Пенелопа Круз и Пон Джун-хо

Фото: REUTERS

Уже сам факт того, что, как и в прошлом году с «Ромой» Альфонсо Куарона, академия включила иностранцев не только в предназначенную для них категорию «лучший международный фильм» (в прошлом - «лучший иноязычный фильм»), демонстрирует готовность Голливуда к «инклюзивности» и обновлению. Было понятно, что «лучшим международным фильмом» в этом году назовут именно «Паразитов», но мало кто мог предположить, что всепобедительная сатира Пон Джун-хо на универсальную тему классового неравенства обойдет, например, вполне себе выдающуюся работу Квентина Тарантино и станет лауреатом «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. А чуть позже обойдет того же Тарантино, Скорсезе, Мендеса и «Джокера», став лауреатом «Оскара» за лучшую режиссуру.

Пон Чжун Хо с "Паразитами" взял "Оскар" за режиссуру

Пон Чжун Хо с "Паразитами" взял "Оскар" за режиссуру

Фото: REUTERS

Корейский режиссер долго говорил со сцены о величии своих конкурентов, особенно Скорсезе - пройдет еще несколько минут, и нестареющая Джейн Фонда дрожащими руками будет вручать Пон Джун-хо главный «Оскар» - за лучший фильм. То, что не удалось в прошлом году мексиканцу Альфонсо Куарону, удалось Пон Джун-хо с картиной, ранее удостоенной «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.

Поначалу фильм кажется непритязательной комедией положений с валом сюжетных натяжек. Однако не зря один из героев в каждой непонятной ситуации говорит: «Это очень метафорично». Метафорой и оборачивается сюжет о том, как семья лузеров, ютящаяся в подвале, постепенно захватывает богатый дом, нанимаясь воспитателями, шоферами и прислугой к ни о чем не подозревающей богатой семье. Только для того, чтобы обнаружить, что у богатых тоже есть свой подвал, выбраться из которого практически невозможно. Тема классового расслоения, принимающего в современном мире необратимые формы, решена здесь средствами развлекательного, жанрового кино - но самой высокой пробы. Даже непонятно, как такой мастер-рассказчик как Пон до сих пор не был на корню ангажирован Голливудом, а «всего только» «Нетфликсом». Ситуацию точно исправит сразу четыре «Оскара».

«Оскара» за лучший фильм года взял южнокорейский фильм «Паразиты»

«Оскара» за лучший фильм года взял южнокорейский фильм «Паразиты»

Фото: REUTERS

Трудно не увидеть, что «Оскар» в этом году опять «слишком мужской» и «слишком белый» (прошлый год был окрашен в противоположный цвет и увенчался триумфом «Зеленой книги» Питера Фарелли - хорошей нравоучительной комедии о том, что расизм - это отстой, а дружба народов - супер). Но когда не имеющая никакого отношения к искусству политкорректность отступает под натиском реально хорошего кино (а селекция фильмов этого года вполне себе выдающаяся), это может вызвать раздражение только у носорогов и «активистов».

Брэд Питт наконец получил актерский Оскар

Брэд Питт наконец получил актерский Оскар

Фото: REUTERS

Женщины-режиссеры торжествовали в документальных номинациях, что же касается игрового кино, то единственный «женский» фильм, пробившийся в токсично-маскулинную компанию «Ирландца», «Джокера», «Ford против Ferrari», фильмов Сэма Мендеса и Квентина Тарантино, символически называется «Маленькие женщины». Эта достойная работа могла бы удостоиться приза за лучший адаптированный сценарий: культовой актрисе и начинающему режиссеру Грете Гервиг удалось не столько модернизировать классический сюжет о взрослении девушек из небогатой семьи, сколько средствами кино глубоко исследовать и сам роман, и его персонажей, и его автора, открыв их заново в эпоху тотальной женской эмансипации.

Гретa Гервиг

Гретa Гервиг

Фото: REUTERS

Но академики решили иначе: приз достался новозеландцу Тайке Вайтити («Тор: Рагнарек») за, по сути, детский фильм «Кролик Джоджо» о 10-летнем воспитаннике гитлерюгенда, регулярно прибегающим в своих фантазиях к консультациям с пародийным Адольфом Гитлером. По этой причине фильм не вышел в российский прокат, но с другой стороны, с кем же еще делиться детскими проблемами и мыслями одинокому ребенку, чья голова дочиста промыта нацистской пропагандой? В дальнейшем фильм как раз и посвящен возвращению мальчика в русло разумного, доброго, вечного, ибо однажды он узнает, что его мама (Скарлетт Йоханссон) - борец Сопротивления, скрывающая в доме девочку-еврейку.

Taika Waititi

Taika Waititi

Фото: REUTERS

«Маленькие женщины» были вынуждены удовлетвориться вполне себе женским призом за костюмы.

Скарлетт Йоханссон

Скарлетт Йоханссон

Фото: REUTERS

Было бы очень странно, если бы «Оскаром» обнесли одного из лучших актёров современности, Хоакина Феникса за роль Джокера. О его победе в номинации «лучший актер» на протяжении полугода не говорил только ленивый. Феникс произнес со сцены потрясающую речь, где вспомнил своего покойного брата, поблагодарил всех, кто терпел его сложный характер, и призвал прекратить мучить животных - например, отказаться наконец от коровьего молока.

О победе Хоакина Феникса в номинации «лучший актер» на протяжении полугода не говорил только ленивый.

О победе Хоакина Феникса в номинации «лучший актер» на протяжении полугода не говорил только ленивый.

Фото: REUTERS

Эминем неожиданно выступил на Оскаре с песней Lose Yourself, победившей в 2003 году

Эминем неожиданно выступил на Оскаре с песней Lose Yourself, победившей в 2003 году

Фото: REUTERS

Почти столь же «верняковой» казалась победа Рене Зеллвегер («Джуди») в качестве лучшей актрисы. Вернувшаяся в кино лауреатка «Оскара» за «Чикаго» заработала вторую статуэтку, замечательно точно и со знанием предмета сыграв трагедию актрисы Джуди Гарланд, чья жизнь была настолько изломана Голливудом, что закончилась в 47 лет.

Рене Зеллвегер

Рене Зеллвегер

Фото: REUTERS

Одна из главных коллизий «оскаровской» компании этого года состояла отнюдь не в противостоянии «женского» и «мужского», «черного» и «белого». Конкурировало два типа кино: один был представлен фильмом «Однажды в Голливуде», лучшим у Тарантино за последние годы, другой - военной драмой Сэма Мендеса «1917». Тарантино, находящийся в своей лучшей режиссерской форме, снял фильм, полный любви к классическому американскому и итальянскому кино и местами напоминающий фильм из 1960-х. Киноакадемия обожает подобные признания в любви Голливуду и, конечно, не могла обойти вниманием этот фильм, забравший себе призы в номинациях «лучшая мужская роль второго плана» (первый актерский «Оскар» Брэда Питта - ранее его награждали только как продюсера) и «работа художника».

Квентин Тарантино и Бред Питт

Квентин Тарантино и Бред Питт

Фото: REUTERS

Автор «Красоты по-американски» и двух последних фильмов о Джеймсе Бонде Мендес снял невероятно изощренную по постановке и операторской работе военную драму «1917» на глубоко личном материале (в основе сценария военные сюжеты, услышанные режиссером от своего дедушки Альфреда, которому и посвящен фильм). На фоне шутливого, местами издевательского, обвиненного в некорректном изображении женщин фильма Тарантино «1917» выглядел настоящей тяжелой артиллерией и казался более образцовым «оскаровским» лауреатом: он основан на реальных событиях, посвящен серьезной и важной военной теме, но сделан при этом не занудно и не тяжеловесно, а очень по-современному, увлекательно, с большой выдумкой и прицелом на универсальную аудиторию. Против лома нет приема: шаловливый Тарантино проиграл Мендесу по количеству завоеванных «Оскаров»: «1917» выиграл статуэтки за лучшую операторскую работу, спецэффекты (в этой категории фильм, на секундочку, обошел последние «Звездные войны» и «Мстителей») и сведение звука. Но «Паразиты» порвали и того, и другого.

Автор «Красоты по-американски» и двух последних фильмов о Джеймсе Бонде Сэм Мендес

Автор «Красоты по-американски» и двух последних фильмов о Джеймсе Бонде Сэм Мендес

Фото: REUTERS

Позиции американской стриминговой компании «Нетфликс» еще более усилились: после прошлогодней «Ромы» она была дважды представлена в номинации «лучший фильм» - с «Ирландцем» Мартина Скорсезе и «Историей брака» Ноя Баумбаха. Но эпос Скорсезе из 10 номинаций не был отмечен ни в одной, а великолепная драма Ноя Баумбаха (7 номинаций) удовольствовалась наградой великолепной Лоре Дерн, отмеченной за лучшую женскую роль второго плана.

Лора Дерн получила “Оскар" за "Лучшую женскую роль второго плана"

Лора Дерн получила “Оскар" за "Лучшую женскую роль второго плана"

Фото: REUTERS

Сочинившая очень мрачный саундтрэк к «Джокеру» великолепный исландский композитор Хилдур Гуднадоттир (она же написала музыку к «Чернобылю») была по заслугам удостоена приза за лучшую музыку. «Оскара» за лучшую песню к фильму «Рокетмен» удостоился Сэр Элтон Джон.

Хилдур Гуднадоттир

Хилдур Гуднадоттир

Фото: REUTERS

Фильм «Ford против Ferrari» отмечен «Оскарами» за монтаж и звуковой монтаж. Драме эпохи #MeToo «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман присудили награду за грим и прически. Лучшим анимационным фильмом признали четвертую часть «Истории игрушек» от «Диснея» и «Пиксара».

Билли Айлиш

Билли Айлиш

Фото: REUTERS

Элтон Джон стал обладателем «Оскара» за саундтрек к «Рокетмену»

Элтон Джон стал обладателем «Оскара» за саундтрек к «Рокетмену»

Фото: REUTERS

Шарлиз Терон

Шарлиз Терон

Фото: REUTERS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правда ли, что фильм "Паразиты" был лучшим в прошлом году

Наш колумнист объясняет, почему работа режиссера Пон Чжун-Хо не открывает новых горизонтов (подробности)

Модный «Оскар-2020»: у Рене Зеллвегер пайетки за 6 миллионов, Пенелопа Крус обнажила грудь в Chanel, а Бред Питт решился на уколы красоты

Рассматриваем наряды и драгоценности актеров с экспертами (подробности)

Каждой блохе - свой мир: "Паразиты" триумфально шествуют по отечественным экранам

Фильм рискует стать самой кассовой корейской лентой в истории российского проката (подробности)

«Джокер» - это вам не шутки!

На фестивале показали один из самых ожидаемых фильмов года [видео]

«Однажды в... Голливуде»: Новая история из прошлого

В Москве при участии культового режиссера состоялась долгожданная премьера его нового фильма (подробности)