Исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов. Автор фото: Дмитрий ФЕОКТИСТОВ/фотохост-агентство ТАСС
Система государственной грантовой поддержки некоммерческих организаций существует с 2006 года. По решению президента России Владимира Путина ежегодно сотни НКО получают существенную поддержку на развитие общественно значимых проектов. Дальневосточники в конкурсе принимают самое активное участие и количество проектов-победителей тоже постоянно увеличивается. Исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов объяснил секрет успеха дальневосточных НКО их неравнодушием и стремлением самостоятельно решить проблему. Именно такие проекты чащу других получают поддержку Федерального центра.
- Дальневосточные НКО всегда были такими активными?
- Мы очень много проводим времени в регионах, общаемся с заявителями, и у меня Дальний Восток всегда на особом счету. Потому что уровень самостоятельности, осознанности и продуманности проектов, которые приходят с Дальнего Востока, очень высок. Поэтому из года в год растет не только количество дальневосточных заявок на участие в конкурсе президентских грантов, но и число проектов, которые получают поддержку. К примеру, если в 2015 году со всего Дальнего Востока у нас было 43 НКО-победителя, то в 2017-м – уже 212. В 2019-м – 227. А в этом году только в первом конкурсе года гранты получили 129 некоммерческих организаций из Дальневосточного федерального округа.
- Какие проекты побеждают?
- В первую очередь, те, которые направлены на улучшение жизни людей. Мы же представляем себе дальневосточные территории? Ту отдаленность многих населенных пунктов от региональных центров, которая и порождает значительную часть инфраструктурных проблем. Так вот общественники Дальнего Востока не ждут «дядю», который придет и все сделает: они сами берутся решить проблему, в том числе с помощью президентских грантов. Именно эта черта – самостоятельность в решении проблем – как раз весьма характерна для общественников востока страны.
- Да и жителей Дальнего Востока вообще, наверное. Поэтому, видимо, рост числа заявок и победителей с Дальнего Востока можно объяснить и тем, что общественников и НКО на ДВ становится все больше…
- Да, и этим тоже. Другой важный фактор – это накопление опыта и распространение «сарафанным радио» позитивных историй. Когда один эффективный общественник в своем городе или селе решил проблему, да еще и сумел привлечь деньги фонда президентских грантов, другие быстро об этом узнают и понимают – это работает! Особенно это заметно на небольших городах, районных центрах: сначала оттуда приходит один проект, потом второй, третий и так далее. Один выиграл, отработал – на следующий конкурс поступает уже целый куст заявок. Правда, нужно обозначить очень важный момент: как правило, президентские средства выделяются таким организациям, которые уже что-то умеют, что-то делают, и им не хватает ресурсов на то, чтобы распространить свою помощь на большее число людей. Работающим организациям легче помогать. Они быстрее приходят к результату. Поэтому никаких барьеров действительно нет: только качественно продуманный проект с вполне конкретными результатами, которые выражаются в улучшении жизни определенного числа людей. Вообще, возможность выразить и саму проблему, и результат проекта в цифрах – это едва ли не главный критерий успешной заявки. Чтобы некоммерческая организация могла в любой момент – к примеру, вам, журналистам – рассказать: мы получили миллион рублей, который мы потратили таким образом, что энное количество жителей данной территории забыли о конкретной проблеме.
- Как правильно готовить проект, чтобы он получил президентский грант?
- Во-первых, напомню, что в конкурсе могут участвовать только проекты от некоммерческих негосударственных организаций. Государственные учреждения культуры не могут, а частные музеи – пожалуйста. Равно как и религиозные организации традиционных конфессий – они могут выставлять свои проекты, связанные исключительно с социальным служением. Как сделать хороший проект? В первую очередь необходимо ответить на вопрос «Для кого он?», а не «Что могу делать?». Это, кстати, одна из наиболее распространенных ошибок. Потому что многие берут за основу свои навыки и умения и пытаются оттолкнуться от них, найти тех, кому это может помочь или пригодиться. Правильный подход – исходить из реальной проблемы, что есть у людей, будущих благополучателей. К примеру, есть у НКО желание помочь неполным семьям с детьми в некоем населенном пункте. Чтобы эта помощь была эффективной, нужно для начала опросить эти семьи, или хотя бы их часть, и узнать, а что им действительно нужно.
И вот когда проект подготовлен именно так: есть абсолютно понятная группа людей, у которой есть конкретная проблема, и НКО понимает, как эту проблему решить – полдела сделано. Остается сформулировать проект таким образом, чтобы дать понять: в результате конкретных мер будут получены конкретные результаты. Потому что – и это еще одна распространенная ошибка – коллеги часто весьма расплывчато формулируют ожидаемые результаты. Улучшится жизнь…
- Поднимется настроение.
- Или так. И вот еще один часто встречающийся ожидаемый результат: «люди посетят образовательное мероприятие». Но это не результат. От самого факта посещения их жизнь никак не поменяется. Чтобы таких ошибок было меньше, мы на наших обучающих семинарах говорим конкурсантам: поместите себя в последний день проекта. Если вы видите, что жизнь благополучателя действительно изменилась к лучшему и степень этих изменений можно измерить – вы на верном пути, ваш проект заслуживает поддержку.
- Выходит, главное – увидеть проблему…
- Именно. Найти реальную проблему, ее решение и адекватно все описать, понимая, что заявку будут читать посторонние люди, не знакомые с ситуацией. А значит, додумывать за вас никто не будет.