Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 марта 2021 12:00

Эксперт: Россия всегда спонсировала Украину, она источником дохода не была никогда

Киев может потерять 3 млрд долларов после ввода "Северного потока-2". Прокомментировать ситуацию мы попросили члена комитета по энергетической стратегии ТПП РФ Рустама Танкаева
Андрей Коболев заверил сограждан, что топлива в газохранилища закачено достаточно

Андрей Коболев заверил сограждан, что топлива в газохранилища закачено достаточно

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Миллиардные ежегодные недостачи в бюджете незалежной - так оценил последствия ввода в строй газопровода "Северный поток-2" бывший депутат Рады и министр экономики Украины в начале 90-х Владимир Лановой. Экс-министр спрогнозировал рост цен для населения на все энергоносители. Но предположил, что экономика страны справится.

Днем ранее руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев заверил сограждан, что топлива в газохранилища закачено достаточно. Рапортовал, что незалежная интегрирована в европейские энергоструктуры, и пропасть Киеву не дадут. Но признал, что денег бюджет не досчитается.

За комментариями "КП" обратился к члену комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустаму Танкаеву.

- Убытки Украины — это те деньги, которые они не получат за транзит нашего газа или что-то еще?

- Порядок величин назван верный. Но точно подсчитать сложно. За транзит Украина получает от Газпрома разные суммы год от года. Цифры зависят от времени года, от погоды, от сезонных «качелей» в объемах поставок. Но можно полагать, что Киев имеет от 2 до 3 млрд долларов в год. Может ли Украина быть готова к потере этих сумм? Нет. Ну разве что как старушка, которая легла и мысленно приготовилась отойти в мир иной. Она готова — но к чему?

- Украине есть чем погасить возможную недостачу?

- Нет, у них очень ограничены источники пополнения бюджета. Промышленность в нынешнем состоянии дает недостаточно. Займы и подачки Запада, если все вместе их сложить — ничтожны по отношению к нуждам, которые надо закрывать. Киев не в состоянии себя содержать. Деньги от транзита были едва ли не единственным стабильным, постоянным источником пополнения украинского бюджета. Все остальные источники были или ненадежны, или непрогнозируемы — как у нищего на паперти, который утром не знает, сколько ему накидают до вечера.

- Но ведь у нас есть же контракт на несколько лет о транзите через незалежную?

- Любой контракт предусматривает форс-мажорные обстоятельства. И то, что никто не будет работать себе в убыток. Если возникнет ситуация, что цена за транзит по Северному-потоку-2 окажется существенно ниже, чем прокачка через Украину — а так и будет - любое соглашение подразумевает изменение направления поставок. Никто не заставит коммерческую компанию соблюдать контракт, который ей в убыток.

- Почему поток по дну моря через СП-2 дешевле, чем по украинским черноземам?

- Компрессоры на украинской части транзитного газопровода еще советских времен и безумно изношены. Этим монстрам место в музее материальной культуры ХХ века. Потому затраты на единицу перекачиваемого газа намного выше, чем на суперсовременном оборудование СП-2.

- Почему за столько лет Киев не обновил оборудование?

- Они пытались несколько лет назад. Но однажды кредит им выдали под это — и его разворовали. Второго кредита уже никто не давал. Киев обратился сначала в Евросоюз, в «Сименс». Те им отказали. Хотя просили не денежный, а товарный кредит — под новые газокомпрессоры. Потом просили в США, у «Дженерал моторз». Никто ничего не дал. Попытки создать консорциум по эксплуатации ГТС без участия России провалились. А мы то просили всего 33% доли, но Киев отказался. Там показали, что морально готовы к самоуничтожению.

- Они и правда лишь треть своих нужд покрывают нашим газом?

- Украина сама добывает газ, но с возвращением Крыма в Россию эта добыча упала. Раньше им нужно было до 60 млрд кубов в год, и они сами производили около 20. Сейчас добывают около 17 млрд, но и потребности так резко снизились, что своя добыча покрывает почти половину нужд. Промышленность захирела, в том числе НПЗ, а потребности населения удовлетворяют не полностью. Это не уровень жизни, а уровень смерти.

- Но нашу страну все равно подталкивают к тому, что и после ввода СП-2 мы украинский транзит не прекращали, то есть вынуждают «спонсировать» Киев?

- Это в большей степени разговоры политиков. Действие 3-го энергопакета (законодательство ЕС по либерализации газового и электрорынка — ред.) сразу было распространено на «Северный поток-1». И он эксплуатировался поначалу на 50%..

- Чтобы транзит через Украину не рухнул?

- Не это Европе было важно. Им важно, чтобы была конкуренция при поставках газа. Но как только наступили холода и подскочило потребление — немедленно СП-1 был загружен на 80%! Потом, когда возникли проблемы с поставками газа и цены на него выросли на рынке, СП-1 был загружен на 100%! Когда Евросоюзу реально нужен газ — никто никаких ограничений делать не станет. По всем трубам будут качать по максимуму! Если в холода или в жару ограничивать энергопоставки, возникнут не только экономические, но и социальные проблемы. А с ними ЕС справляться не умеет.

- Берлину, Риму и Парижу начхать на интересы Киева, если могут пострадать их собственные?

- Именно! Им важно сохранить конкурентоспособность промышленности, в первую очередь Германии, что возможно лишь с дешевым российским газом через Балтику.

- А мы продолжим «спасать» Киев?

- Мы всегда Украину спонсировали. Для России она источником дохода не была никогда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украина не хочет отдавать русский язык России

Местные чиновники уже идут на уловки, чтоб говорить на русском, называя его то «восточноукраинским», то «слобожанским» (подробности)