Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Общество27 июня 2022 11:00

Воронеж теряет улицу, которая помнит Петра Первого

Севестьяновский съезд стремительно разрушается от забвения, ливней и вандализма
Старинная мостовая заросла бурьяном и частично разрушилась

Старинная мостовая заросла бурьяном и частично разрушилась

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

В районе главного корпуса ВГУ каждый камень дышит историей. Больше 435 лет назад именно здесь возникла крепость, давшая начало Воронежу. Поэтому вся территория в окрестностях университета (а он построен на месте бывшего Митрофановского монастыря) входит в объект культурного наследия «Культурный слой г. Воронежа» и в границы объекта археологического наследия «Крепость Воронеж».

Подпорная стена из клейменого кирпича

Подпорная стена из клейменого кирпича

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ЧТО НИ ДОМ – ТО ПАМЯТНИК

На небольшом участке между улицами Нарвская, Шевченко, Белинского, Фрунзе, Володарского находятся несколько объектов историко-культурного наследия: храм Илии Пророка, Спасский храм, памятник градостроительства и архитектуры «Культурный слой 16 века», где обнаружили следы дома первого воронежца. А также памятники регионального значения: дом-музей поэта Ивана Никитина, дом мещанина Карманова и странноприимный дом Митрофановского монастыря. Но жемчужина старинного квартала - уникальный, единственный в России памятник дорожной инфраструктуры 19 века, - Севастьяновский съезд, ранее носивший название в честь храма, от подножия которого берет начало, - Ильинский.

- Во времена крепости по этому логу шла дорога к реке, которая завершалась Ильинскими воротами. В 19 веке, чтобы не размывалась, ее замостили песчаником, - рассказывает Ирина Лысикова, краевед и председатель местного ТОС №65.

По этой дороге, говорят местные, машины ездили еще в 90-е годы прошлого века. А потом брусчатку начали заваливать мусором нерадивые жители окрестных домов, превратив памятник истории в свалку. Периодически волонтеры предпринимали попытки расчистить завалы: вырезали поросль сорняков и вывозили хлам. Но через несколько месяцев запустение возвращалось.

Промоина в мощении после ливня

Промоина в мощении после ливня

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ЗАПОВЕДНЫЙ ВОРОНЕЖ

- Улица была замощена песчаником. Его месторождение было у нас в Семилукском районе, из этого камня делали нагорные лестницы, фундаменты зданий, дробили для булыжных мостовых, - рассказывает Владимир Размустов, историк, кандидат исторических наук. - Территория монастыря была окружена богатыми купеческими домами. По этой дороге ходили и Петр Первый, и Тихон Задонский. Сейчас, когда началась реконструкция Петровской набережной, было бы логично восстановить и Севастьяновский съезд, связав их единым туристическим маршрутом.

Краеведы мечтают организовать здесь что-то вроде заповедника, чтобы ни строители, ни копатели не могли здесь ничего разрушить. Даже группу соответствующую в соцсети создали – «Заповедный Воронеж». Местные историки ратуют за сохранение исторического ландшафта периода крепости Воронеж. Ведь уже сейчас застроенные особняками и высотками холмы сильно отличаются от прежних видов. Севастьяновский съезд имеет неровные очертания, он словно «стекает» по дну лога, поворачивая направо и «впадает» в улицу Большую Стрелецкую. Это тоже необходимо сохранить, считают историки.

Историк Владимир Размустов мечтает сделать эту часть Воронежа заповедной

Историк Владимир Размустов мечтает сделать эту часть Воронежа заповедной

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ПАМЯТНИК ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

- Важно не просто поставить здесь табличку, но и восстановить исторический вид дороги, - считает Лысикова. – Иначе набегут строители… Они же все вокруг скупают и застраивают. Вот построили рядом с Ильинским храмом высотку, и подпорная стена церкви треснула в двух местах. На этот момент на моем ТОСе уже семь многоквартирных домов стоят, еще один участок расчищен под постройку в переулке Белинского (Раньше на этом месте стоял домик, который буквально провалился в подземный грот. Речь об этой истории пойдет ниже – Авт.).

Не смотря на то, что улица – подпорные кирпичные стены и мостовая - с 1994 года числится памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, фактически никак государством не охраняется. Начнем с того, что памятник стремительно разрушается из-за дождей. Съезд расположен в овраге и в него стекается дождевая вода со всех окрестных улиц. В сильные ливни улица превращается в настоящую реку. Бурлящий поток выворачивает из мостовой булыжники и подмывает подпорные стены. Например, после ливня, прошедшего в городе 13 июня, в мощении образовалась промоина глубиной около полуметра.

Но не только природа безжалостно уничтожает памятник истории. Вандалы и черные копатели ищут среди размытого булыжника артефакты - старинные монеты, предметы быта, облицовочные плитки, выковыривают из подпорных стен клейменые кирпичи. Как подтверждение тому - обнаруженная нами под кустом кучка металла, приготовленного к вывозу – среди поржавевшего железа еще узнаются крышка от печи, дверная ручка, долото… Одно время кто-то даже повадился вывозить исторический булыжник машинами, сетуют краеведы.

Схрон охотников за металлом

Схрон охотников за металлом

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

ТАЙНА В КАЖДОМ ДВОРЕ

Несмотря на расположение в самом центре города и густую заселенность, местечко до сих пор хранит множество тайн. Едва ли не каждое вмешательство в грунт приоткрывает их завесу: будь то работы в огороде, прокладка коммуникаций или стройка.

Многие жители знают о том, что под их участками и домами находятся древние подземелья. Горожане находят в своих огородах входы в катакомбы, обнаруживают периодически возникающие таинственные провалы, кирпичные ходы и гроты. Люди признаются, что на некоторых участках земля под ногами буквально «дышит». Пустоты подтверждают и показания локаторов.

Дом-музей Ивана Никитина

Дом-музей Ивана Никитина

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

А вот это уже исторический факт: на пересечении улицы Белинского и одноименного переулка в военное время был вход в старинные подземелья, которые использовались в качестве бомбоубежища. Ходы шли под склоном и выходили на Гору Металлистов.

- Одна из местных жительниц, Галина Гавриловна, рассказывала, что девочкой пряталась в этом бомбоубежище во время войны, - подтверждает Ирина Лысикова. - Сейчас вход засыпан

Странноприимный дом Митрофановского монастыря

Странноприимный дом Митрофановского монастыря

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

От времени своды подземелий ветшают и часто обрушаются. Так, например, в одном из домов на улице Шевченко за одну ночь сполз под склон на улицу Большую Стрелецкую огромный пласт земли, практически весь участок. Грунт обрушился на стоящий ниже жилой дом.

Другая история гласит, что в 50-60 годы прошлого века один из жильцов, выйдя утром из дома, провалился в подземное помещение. К счастью, он остался жив, но несколько часов сидел в яме, пока его не обнаружила жена – позвать на помощь мужчина боялся, опасаясь очередного обрушения сводов.

Подвал в доме Карманова

Подвал в доме Карманова

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

А это уже случай, который описывала «Комсомолка»: в 2011 году обвал грунта вызвал разрушение частного дома в переулке Белинского. Стены начали проседать и трескаться, в полу образовалась пропасть в несколько метров глубиной с кирпичной кладкой. Жильцам дали другую квартиру, а участок выкупила строительная компания и готовится возвести здесь многоэтажный дома на 33 квартиры.