Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+7°
Boom metrics
Происшествия9 февраля 2011 22:00

Моряки с сухогруза Alexandra погибли при столкновении судов

Судно шло в Китай на утилизацию [список экипажа + фото + видео + карта]

29 января сухогруз ALEXANDRA вышел из порта Находки в Японию с пиломатериалами на борту. Разгрузившись 31 января, судно направилось в Китай – там его должны были утилизировать, распилив на металлолом.

9 февраля южнокорейские спасатели сообщили судовладельцам, что сухогруз начал тонуть.

- Корабль столкнулся с другим судном около 7-8 утра по-владивостокскому времени, - рассказали нам спасатели. – Случилось это в 16 милях от южнокорейского порта Ульсан.

С каким именно судном столкнулся сухогруз – пока неизвестно. По предварительной информации, оно было больше сухогруза, но что это был за корабль, пока не установили. Есть предположение, что это южнокорейский контейнеровоз, находившийся в то время в непосредственной близости от Alexandra. По предварительной информации, это судно – водоизмещением 88 тысяч тонн – в 40 раз больше сухогруза! Удар был такой силы, что у хабаровского сухогруза буквально отвалилась кормовая часть, она затонула. "Нос" по-прежнему находится на плаву. (Подробнее...)

На борту находились 12 человек. Четверо из них – приморцы, остальные - бывшие работники Амурского речного пароходства.

- Обнаружены тела четверых моряков, семеро числятся пропавшими без вести, одного удалось спасти, - рассказали в спасательно-координационном центре Владивостока.

Сухогруз не сразу ушел под воду

Сухогруз не сразу ушел под воду

Поисками остальных моряков занимается только береговая охрана Южной Кореи, поскольку это произошло на их территории.

Но, по словам специалистов, надежды на то, что пропавших найдут живыми, немного.

- Моряки погибли от удара, который пришелся прямо по корме, а не утонули. И те четверо, которых нашли погибшими, скорее всего в момент ЧП как раз стояли на вахте, - рассказал Петр Осичанский, президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов.

По его словам, вряд ли члены экипажа успели сесть в шлюпку. А продержаться в воде, температура которой не выше +2 градусов – и это еще при самом удачном раскладе – больше нескольких часов невозможно.

О матросе Сергее Ларине пока ничего не известно - он среди семерых пропавших без вести.

О матросе Сергее Ларине пока ничего не известно - он среди семерых пропавших без вести.

Фото: Анна ВИНОКУРОВА

Уже есть список экипажа, находившегося на борту сухогруза:

1. Александр Иванович КРИКУН, капитан (Хабаровск)

2. Сергей Николаевич ГОРЛОВ, старший помощник капитана (город Свободный Амурской области)

3. Александр Владимирович ХОДЖЕР, второй помощник капитана (Амурск, Хабаровский край)

4. Владимир Сергеевич ДЕВЯТКИН, старший механик (Хабаровск)

5. Вадим Алексеевич КОНОПЛЕВ, второй механик (Находка, Приморский край)

6. Сергей Сергеевич СТИБА, практикант-моторист (Амурская область)

7. Андрей Михайлович САХОНЕНКО, практикант, электромеханик (Хабаровск)

8. Руслан Анатольевич ДРИЧЕВ, матрос (Находка)

9. Кирилл Васильевич АДАМЕНКО, матрос (Совгавань, Хабаровский край)

10. Сергей Владимирович ЛАРИН, матрос (Находка, Приморский край)

11. Мария Егоровна ПАРШИНА, повар (Хабаровск)

12. Ольга Ивановна ДОРОХИНА, повар

(Находка, Приморский край).

"Капитан не успел подать сигнал SOS"

Петр Осичанский, президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов, рассказал нам, как должны действовать моряки в случае столкновения с другими судами:

- Когда судно терпит бедствие, то экипаж прежде всего должен подать сигнал SOS, связаться со спасательно-координационным центром – в данном случае южнокорейским - объяснить им, что случилось, провести разведку – есть ли возможность спасти пароход. Но, как вы понимаете, у экипажа сухогруза «Александра» возможности следовать правилам не было. Как известно, удар был внезапный и сильный, к тому же случилось все ранним утром (в 6 утра по времени Кореи – прим. ред.) - что могли сделать моряки, если они спали? Да ничего!

Другой вопрос, куда делось судно, которое их ударило. Я не припомню, чтобы суда после таких аварий сбегали. Ведь вычислить такой корабль легко. Удар был заметный, а значит, в портовых службах повреждения борта легко заметят, да и досмотрят ленту - курсограф, на которой отобразится отклонение от курса, скорость, то есть можно легко будет вычислить и удар. В таком случае капитана сбежавшего судна может ждать и уголовная ответственность за то, что оставил людей в беде. Но ведь точной информации от южнокорейцев нет, возможно, судно и не сбегало, а, наоборот, еще и первым подали сигнал бедствия. (Подробнее...)

Спасшийся моряк Руслан Дричев: «Я кричал: господи, зачем ты меня спас? Чтобы мне замерзнуть в плотике?»

Руслан Дричев, оказавшись на большой земле, первым делом позвонил маме.

Руслан Дричев, оказавшись на большой земле, первым делом позвонил маме.

Фото: Анна ВИНОКУРОВА

Версия о столкновении судов подтверждается и словами единственного спасенного члена экипажа, жителя Находки Руслана Дричева.

Мама 33-летнего моряка Римма Слепнева рассказывает со слов сына.

- Руслан спал в своей каюте. Была ночь, проснулся он от толчка. На судне погас свет, в каюту хлынула вода. Он говорит: «Мам, представляешь, меня волной прижало кверху, уже воздуха не хватает, я все гребу вперед и вверх, вперед и вверх. Хватался за все подряд, чтобы наружу выбраться. Уже стал воду хлебать, стукнулся головой. И вдруг – вытолкнуло наружу».

Матрос еще полчаса плыл, пытаясь догнать плот. А потом - еще шесть часов полной неизвестности.

- Руслан все время ждал помощи, но никого не было. И в конце концов взмолился: «Господи, ну, зачем ты меня спас? Чтобы мне замерзнуть в этом плотике?». (Как спасся матрос, читайте здесь)

Сестра хабаровского моряка: «Я уверена, что мой брат жив!»

Корреспонденту «Комсомолки» удалось связаться по телефону с сестрой Андрея Сахненко, пока числящегося в списках «пропавших без вести».

- Мне только что сообщили о случившемся, - сообщила хабаровчанка Евгения Мухина. – Поверьте, нет времени сейчас думать о плохом. Зато есть надежда, что брат жив, уверена – его скоро найдут. (Подробнее читайте здесь)

КСТАТИ

Три наивных вопроса о столкновении судов

1. Как корабли могли столкнуться в открытом море? Почему вахтенные не заметили приближающийся корабль, который был в 40 (!) больше сухогруза?

По словам специалиста по морским катастрофам Петра Осичанского, это случилось из-за невнимательности вахтенных. Сейчас на кораблях все компьютеризировано, и молодые специалисты слишком надеются на технику, считая, что она вполне может заменить простого наблюдателя на мостике. Они рассуждают так: «Сигнал тревоги сработает – выйду, проверю». Но, к сожалению, нередко это происходит слишком поздно – когда столкновения уже не избежать.

2. Почему сухогруз должны были утилизировать в Китае? В России негде распиливать старые суда?

В России такие доки по распилу судов на металлолом есть, а вот на Дальнем Востоке – нет. Раньше их утилизировали в Приморье в Большом Камне, но потом док пришлось закрыть – слишком невыгодная была процедура. В Китай идти ближе всего, к тому же, стоимость таких услуг там низкая. При этом стоит учесть, что суда они разбирают очень быстро по своим собственным технологиям.

3. Почему моряки не подали сигнал SOSи не успели спастись на плотах?

Столкновение произошло рано утром, когда члены экипажа еще спали в каютах. Столкновение было таким сильным, что каюту тут же затопило водой. Многие могли потерять сознание и утонуть, кого-то затянуло под воду воронкой. Те, кто находился, на вахте, погибли от удара. Из-за за внезапности, экипаж не успел сориентироваться и подать сигнал бедствия.

Подготовил Максим СИТНИКОВ.

ДРУГАЯ ВЕРСИЯ

Сухогруз мог разломиться из-за того, что его перестраивали

Это уже второе судно такого типа, затонувшее за последний неполный год.

- VASILIY и ALEXANDRA - речные суда типа «Омский» - были построены для эксплуатации в 50-ти мильной зоне, при высоте волны не более трех метров, то есть, они могли выходить в прибрежные воды закрытых морей, - рассказал нам специалист амурского пароходства.

Для того, что сухогрузы могли выходить в море, их перестраивали.

- Для постоянной эксплуатации в открытых водах необходимо укоротить корпус. Но при волнении более установленных норм корпус ломается примерно в том месте, где заканчиваются трюмы и начинается надстройка – там, где, судя по фотографии, и разломился сухогруз ALEXANDRA, - говорит специалист. – Такие суда тяжело обслуживать, необходим постоянный ремонт, а на это никогда нет денег. Вот и получается, что их гоняют просто на убой.

Правда, как утверждает заместитель директора по безопасности компании-оператора судна RАWLY Group Игорь Банзаракцаев, в момент крушения море было спокойным – не могло же судно разломиться ни с того, ни с сего?

– Посмотрите оперативную видеосъемку южнокорейской стороны – там все видно! Воды спокойные, никакого шторма нет. (Подробно об авариях с сухогрузами такого типа читайте здесь)

СПРАВКА «КП»

Сухогруз «Александра» построили 27 лет назад. Он принадлежал Амурскому пароходству, и ходил по реке Амур. Потом его выкупила коммерческая структура из Хабаровска. Новые хозяева провели реконструкцию сухогруза, его перестроили так, чтобы можно было выходить в море. Его грузоподъемность составляет 1,5 тысячи тонн.

Сухогрузу буквально оторвало корму.

Сухогрузу буквально оторвало корму.