Премия Рунета-2020
Дальний Восток
Общество20 марта 2014 12:54

Тайна крушения владивостокского теплохода «Тикси» не раскрыта и спустя 40 лет

На борту затонувшего сухогруза было 45 членов экипажа. Никто не выжил
Теплоход «Тикси» затонул 22 марта 1974 года

Теплоход «Тикси» затонул 22 марта 1974 года

Трагедия произошла 22 марта 1974 года - в Токийском заливе затонул теплоход «Тикси» со всем экипажем на борту. Это событие поразило всех приморских моряков: аварии с судами Дальневосточного морского пароходства, конечно, случались, но таких, когда погибал весь экипаж, не было.

Спустя 40 лет после трагического события «Комсомолка» встретилась со вторым помощником капитана погибшего судна «Тикси». Владимир Зинченко остался жив благодаря счастливой случайности - основной экипаж, членом которого был он, ушел в отпуск, а в рейс ушла дополнительная команда.

- В ДВМП было два скоростных судна - «Тикси» и «Уссурийск». На них перевозили навалочные грузы – руду, уголь, зерно. «Тикси» было всего 14 лет, когда он погиб. Теплоход был в отличном техническом состоянии. Такие суда работают не меньше 30 лет.

В свой последний рейс «Тикси» отправился 11 февраля 1974 года. В марте 1974-го теплоход, груженный рудой талька, вышел из Австралии и направился в Японию. 23 марта судно должно было прийти в порт Хитачи, но за день до этого от капитана Пряхи пришла радиограмма, что судно получило крен 25 градусов. Через несколько часов теплоход затонул.

Владимир Зинченко тогда...

Владимир Зинченко тогда...

...и сейчас

...и сейчас

«Никто не знал, как возить тальк»

Перевозка любого груза морем регламентируется определенными правилами погрузки. А как возить тальк, никто не знал. Тем более что грузовым помощником на «Тикси» был Алексей Бойко, совсем молодой моряк.

- Ни у кого не было опыта в перевозке такого груза, норм погрузки никто тогда не знал. Но, исходя из удельного веса и сцепления груза, можно предположить, что он просто сместился и появился крен. Но, наверное, Алексей этих вещей не знал, а подсказать некому было. Я в те времена учился по выговорам министерства морского флота морякам. Под каждым выговором за ошибку писали, как нужно было сделать правильно. Была собрана масса случаев. Я проштудировал и выучил все, эти приказы мне вместо учебников служили.

А если руда была погружена неправильно, груз мог сместиться при качке, судно получило крен и затонуло.

Судно перегрузили?

Для расследования причин кораблекрушения была создана специальная комиссия, в которую вошли сотрудники Министерства морского флота СССР и множество ученых. Официальная версия – смещение груза, вызванное обрушением твиндека (перегородки между палубами). Однако Владимир Зинченко уверен, что это невозможно. Во всех твиндеках крышки металлические, мощные, упасть они просто не могут.

- «Тикси» затонул из-за перегруза на тысячу тонн, - считает Владимир Владимирович. - В 1967 году, когда судно стояло в Корсакове, в порт прибыла группа владивостокского судоремонтного завода. Они тогда изменили грузовую шкалу и увеличили дедвейт - грузоподъемность - на тысячу тонн. В документах расследования дедвейт - вместо 12 изначальных - значится 13 тысяч тонн. Мы тогда возили зерно из Канады, и при погрузке постоянно появлялся крен на 3 - 4 градуса. Это немного, но сигнал плохой. Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна.

У берегов Японии «Тикси» попал в шторм. При нарушенной остойчивости судно могло попросту не выдержать качки – теплоход не мог сопротивляться волнам.

Кроме того, многие капитаны, в том числе и капитаны «Тикси», частенько шли на уловки ради победы в соцсоревнованиях.

- Погрузив побольше, выгоняли из танков всю воду, чтобы грузовая марка была на месте. А после проверки портнадзора, когда судно выпускали из порта, танки обратно заливали морской водой, чтобы судно не перевернулось. И вот на свой страх и риск шли потихоньку ради победы в соцсоревновании.

Плита на братской могиле экипажа «Тикси»  на Морском кладбище

Плита на братской могиле экипажа «Тикси» на Морском кладбище