Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+12°
Boom metrics
Общество9 апреля 2015 9:34

Приморский матрос с «Дальнего Востока»: Никто из нас не верил, что судно утонет

24-летний Михаил Копылов спас шестерых во время крушения
24-летний Михаил Копылов (слева), несмотря на молодость, проявил твердость во время кораблекрушения

24-летний Михаил Копылов (слева), несмотря на молодость, проявил твердость во время кораблекрушения

В среду, 8 апреля, на борту Бе-200 в Приморье вернулись 13 спасенных моряков с затонувшего траулера. В их числе - 24-летний матрос Миша Копылов. В родной Находке его ждала семья и друзья. Повод переживать был - больше суток с момента аварии Михаила не было ни в списках живых, ни среди погибших. Как выяснилось позже, произошла какая-то ошибка – фамилию указали неверно.

24-летний парень ходит в море уже четыре года. Именно на «Дальнем Востоке» Миша оказался незадолго до его крушения – успел проработать всего 12 дней.

- Меня и еще шестерых приморцев сначала не взяли на траулер. Сказали: жилетов на всех не хватает. А в марте за нами пришел транспорт - десятерых взяли на «Дальний Восток» и еще несколько человек на «Млечный путь», - рассказывает Миша свою историю крушения.

С морем матрос расставаться не собирается даже после пережитого:

- Смерть я и в армии видел, привык уже. Я сам по себе отчаянный, спокойно жить мне скучно. К тому же в море хороший заработок.

Главное – не паниковать

- Крен начался в четвертом часу утра, я тогда в цеху работал. Беспокоиться начали, когда из-за крена вода стала заливаться через люки на левом борту. Мы пошли наверх - посмотреть, - вспоминает Миша.

На палубе к тому времени был уже почти весь экипаж. Но кто-то из командного состава прикрикнул: «Возвращайтесь к работе!»

- В цеху к тому времени вода дошла уже до иллюминаторов, кругом все плавало. Находиться там было уже опасно – могло током ударить. Я пошел за гидрокостюмом, - объясняет Михаил.

В отсеке, где хранились гидрокостюмы и спасательные жилеты, уже толпились бирманцы. Михаил взял костюм, прихватил еще пару – для соседей, которые в это время спали, не ведая, что судно вот-вот пойдет на дно.

- Вообще костюмы должны лежать у каждого в каюте. А они были на самом дне судна. Об этом знали только бирманцы - они в Пусане их загружали. Я узнал о складе спасжилетов случайно, когда за день до этого решил прогуляться по судну, - рассказывает Михаил.

Команды к эвакуации так никто и не подал. Сигнала SOS тоже не было: по словам матроса, накануне перегорела радиоэлектроника на мостике.

Парень действовал собранно и аккуратно: надел костюм, собрал документы, ноутбук и кое-что из вещей в сумку и вышел на палубу. Он знал, что делать: еще до армии Михаил прошел обучение по программе обслуживания спасательных плотов.

В то, что судно затонет, никто не верил до последнего. Все надеялись, что пронесет, и только нервно посмеивались.

- Когда двигатели залило водой, свет погас. Я стал пробираться к плотам. Их уже скинули, но спуститься решались немногие. К веревкам, которыми плоты были привязаны к траулеру, я дошел уже по борту судна – такой сильный был крен, - говорит моряк.

Спасение утопающих – дело рук Миши

Спустившись в плот, матрос услышал плеск – рядом кто-то плыл.

- Пригляделся - Эльман уже захлебывался, я успел вытащить его за капюшон. Следом подплыли еще двое из Мьянмы, затянул их. Четвертого кое-как затащил, уж очень был тяжелый, - описывает он первые минуты после трагедии.

Через пару минут Михаил увидел в воде своего товарища – за Александра в панике хватался наемник из Вануату. Оба время от времени уходили под воду.

- Я вытащил Саню, пытался затянусь второго, но он повис на плоту, выбившись из сил. Когда ударила волна, его оторвало, через мгновение он умер… Потом еще Вадима вытащили, он плыл к нам в зимней одежде и спасательном жилете, - спокойно, даже буднично продолжает матрос.

У спасенного Михаилом Саши Бута месяц назад родился сын.

- Он мне тогда, в плоту, сказал: «Если б родился позже, назвал бы сына в твою честь», - улыбается моряк.

Плот, на котором было уже семь человек, постепенно засасывало под тонущее судно. Нужно было перерезать веревку, которой он был привязан к траулеру. Когда это сделали, от «Дальнего Востока» отчалили и все остальные плоты.

- Так не должно было быть. Плоты должны крепиться по отдельности, - недоумевает Михаил.

«Опознать людей было сложно»

Успеть покинуть тонущий траулер было недостаточно, чтобы выжить. «Дальний Восток» к моменту крушения отошел на 20 миль от предполагаемого маршрута. Где искать моряков, никто не знал, ведь сигнала бедствия не было.

Моряки с затонувшего траулера благодарны экипажу Гранита, который вытащил их из ледяной воды. Фото  с сайтаfleetphoto.ru

Моряки с затонувшего траулера благодарны экипажу Гранита, который вытащил их из ледяной воды. Фото с сайтаfleetphoto.ru

Михаил нашел в плоту две сигнальные ракеты. Выпустил обе. Больше сигналов о помощи не подал никто. Прошло около двух часов, прежде чем спасенные увидели вдалеке огни. Вскоре моряки оказались на борту рыболовецкого судна «Гранит».

- Они большие молодцы, я им очень благодарен. Они собрали больше всего людей – и живых, и мертвых… Каждый раз, когда кого-то находили, я поднимался смотреть. Боцмана узнал, Славу - мастера из Большого Камня, Василину - хорошая женщина была... Хотя узнать кого-то было сложно: лица в мазуте, синие, пена изо рта…

Михаил стал свидетелем многих трагедий последнего рейса «Дальнего Востока».

- В этот рейс вместе ходили муж с женой - семья из Преображения. Андрей погиб, супруга его выжила. Когда его подняли, она так рыдала… У Вадима, которого мы достали из воды, на том судне была мама. Когда нас подняли на «Гранит», он все повторял: «Мама, мама…» Успокоился, только когда с другого судна сообщили, что жива.

После всего пережитого Михаил все равно собирается в море. Фото: соцсети

После всего пережитого Михаил все равно собирается в море. Фото: соцсети

А в это время

Активная фаза поисков моряков с погибшего траулера завершена

С первого дня крушения место гибели траулера начали прочесывать спасательные суда, над акваторией Охотского моря кружили два вертолета и самолет-амфибия МЧС. Недельные поиски ничего не дали – спасателям не удалось обнаружить больше никого из членов экипажа «Дальнего Востока».

С 9 апреля поисковые работы пропавших моряков с затонувшего траулера переходят в пассивную фазу. Теперь их будут высматривать в море только проходящие мимо суда.