Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+12°
Boom metrics
Экономика21 июля 2015 11:12

Приграничная торговля в Китае впала в спячку

К гостям из России в Поднебесной теперь относятся с удвоенным вниманием
Редких покупателей универмаги встречают рядами закрытых дверей

Редких покупателей универмаги встречают рядами закрытых дверей

Фото: Майя ФЕТИСОВА

Бешеные скачки курса рубля, похоже, прекратились. Нам стало любопытно: как сейчас дела обстоят в приграничных городах Китая? Наш корреспондент отправился посмотреть, как поживают китайцы, много лет одевавшие приморцев «дёсево», что стало с Сунькой, после того как юань с 4 - 6 рублей взлетел до 9-10 деревянных.

Автобус Владивосток - Пограничный - Суйфэньхэ оказался забит до последнего места. Как выяснилось, турфирмы специально так подгадывают: запихивают в автобус китайцев, отправляющихся домой, немногочисленных туристов и, вы не поверите, «помогаек». Думаете, челночный бизнес легко убить? Как бы не так. Только это явление сейчас видоизменилось. В «помогаи» теперь идут не те, кто хочет приодеться в приграничном городе и не платить за путевку. Нынче это способ заработка: провез чужой, чаще китайский, груз - получи наличные. Желающих, особенно из районов края, - море.

Как говорят руководители тургрупп, им после падения рубля тоже приходится несладко. Многие ушли из профессии: туристов мало - доходы и зарплаты уменьшились. Те, кто остался, крутятся как белки в колесе: вывозят из Китая заказы русских пользователей на «Таобао». Заказов много, ездят туда-сюда без передышки. Еще и сами пакуют. Устают, не высыпаются. Но когда было легко-то?

Изменилась, конечно, и сама Сунька. В подземке, многоэтажных универмагах уходящие в бесконечность ряды торговых «бутиков» закрыты. Не сказать, что торговля умерла, - просто затихла. Продавцы как будто впали в анабиоз. Большинство дремлет на работе: видимо, буддийское спокойствие помогает им преодолевать трудности.

В отстроенной не так давно подземке пусто, холодно и неуютно

В отстроенной не так давно подземке пусто, холодно и неуютно

Фото: Майя ФЕТИСОВА

Количество магазинчиков ощутимо уменьшилось. Но многие еще каким-то мистическим образом держатся на плаву. Китайцы зарабатывают, как могут. Берут у русских рубли и обменивают у себя в банках. За счет небольшой разницы курсов выгадывают копейки.

Еще одно поветрие - вместо частных лавок, где за полтинник в ту или другую сторону торговались не на жизнь, а на смерть, сейчас магазины с фиксированной ценой. В таких универсальных магазинах можно купить одежду, обувь, игрушки, хозпринадлежности. Цены смешные, но и качество так себе. Зато принципы современного маркетинга соблюдены, а туристы по дешевке скупают, что надо и не надо.

Вообще, китайский народ на выдумку хитер. Русские перестали покупать китайское? Быстренько перестроились и теперь продают китайцам русское.

Новый тренд в Суньке - магазинчики русских продуктов. Ларьков с «Макфой», «Балтикой» и «Аленкой» там теперь едва ли не больше, чем китайских лавочек с традиционными чаем, конфетами и фруктами. На одной из торговых улиц рабочие оформляют фасад большого магазина с говорящим названием «Катюша».

- Еще закрыто, - объявляет прохожим китаец, шлифующий соборный купол рядом с вывеской магазина.

Русские товары и в мелких лавках и в больших магазинах

Русские товары и в мелких лавках и в больших магазинах

Фото: Майя ФЕТИСОВА

На одной из витрин красуется реклама сока «Любимый». На другой вывеске выведено на русском: «Очень вкусный русский торт - русская любовь «Медовик». Это они, видимо, еще «Наполеон» не пробовали.

Русские продукты наши соседи хвалят, говорят: вкусное все - в Китае ничего подобного нет. С одной стороны, приятно слышать, с другой - обидно. Опять в прибыли китайцы, а не мы.

Китайцы сменили ассортимент

Китайцы сменили ассортимент

Фото: Майя ФЕТИСОВА

Медовик удостоился звания "русская любовь"

Медовик удостоился звания "русская любовь"

Фото: Майя ФЕТИСОВА

Кстати

Наши отношения стали нежнее

Отношение к русским у китайцев в Суйфэньхе ощутимо поменялось. Внимательнее они стали, что ли. Такое было только на заре наших торгово-шмоточных отношений. В одной из лавок нас назвали любимыми - хочется надеяться, что китаянка хорошо понимает значение этого слова.

Дошло даже до того, что заботящиеся о здоровом питании китайцы в меню шведского стола добавляют не самые полезные тушеную картошку с мясом и фаршированные блинчики. В комплексном обеде за 20 юаней, или 200 рублей, к мясу, морепродуктам, салатам, десертам и фруктам к вашему удовольствию, «дорогие русские друзья, пиво, вино, водка беспратно!» Знают китайцы, чем привлечь дорогих друзей из России.